Материалы для родителей
консультация на тему

Федчун Ирина Витальевна

На данной страничке содержатся советы и рекомендации для родителей по актуальным проблемам развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ В НОРМЕ

Звукопроизношение.

В возрасте 3 лет ребенок правильно произносит гласные и простые по артикуляции согласные п, б, т, д, н, м, в, ф, к, г, х. Допускается смягчение речи. Звуки с, з на сь, зь, замены на т, д; ш, ж на с, з; ч, щ часто заменяются на ть, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.

К 4 года исчезает смягченное произношение звуков, замены на звуки т, д. Звуки ш, ж могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируются звуки р, л.

Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук р. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это правильно приводит к возникновению серьезного нарушения произношения.

В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания, при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
 

Звуковая сторона речи усвоена полностью. Звуки дифференцируются на слух и в произношении.

Лексика. Словарный запас.

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания активный словарь увеличивается быстро в количественном и качественном отношении, например, в возрасте 3-4 лет словарь ребенка составляет 600-2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, знают слова, обозначающие качества и признаки предметов, пользуются словами-синонимами.

В 4-5 лет определяют, называют местоположение предметов (слева, справа, между), время суток. Используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; глаголы, обозначающие трудовые действия; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребляемые наречия, предлоги.

В 6 лет расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используются в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляются разные части речи точно по смыслу.

Грамматический строй речи.

К 3-4 годам формируется правильное употребление в самостоятельной речи простых предлогов (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после). Образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (куколка, пальчик).
 

К 5 годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа; происходит усвоение основных форм согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образуют прилагательные от существительных (бумага - бумажный).
 

В 5-6 лет совершенствуется, закрепляется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; существительные с числительными, местоимения с существительными.
 

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Образуют однокоренные слова. Используют предложения разных видов - сложносочиненные, сложноподчиненные.

Связная речь.

К 4 годам дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные. Составляют небольшие рассказы о предмете, по сюжетной картинке, совершенствуется диалогическая речь. Задают вопросы, отвечают на вопросы.

К 5-6 годам совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание литературных текстов. Составляют рассказы о предмете по плану, (составленному коллективно, предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок. Составляют рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера, небольшие сказки.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуационной.

Подробную консультацию по развитию речи можно получить у учителя-логопеда.



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

[с, с', з, з', ц] 

1. "Окошко"

широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"

2. "Улыбка"

растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)

3. "Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

4. "Месим тесто"

улыбнуться, пошлепать языком между губами - (пя-пя-пя), покусать кончик языка зубами (чередовать эти два движени)

5. "Чистим зубки"

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" нижние зубки"

6. "Кошечка сердится"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубки

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

[ш, ж, ч, щ] 

1. "Улыбка"

растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)

2. "Вкусное варенье"

улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу

3. "Чашечка"

улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик и края языка)

4. "Фокус"

на кончик носа положить кусочек ватки, улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" и сдуть ватку с носа вверх

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

[л, л'] 

1. "Улыбка"

растягивание разомкнутых губ в стороны (зубы сжаты)

2. "Почистим верхние зубки"

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" верхние зубки

3. "Маляр"

улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка "белим" нёбо

4. "Часики"

улыбнуться, кончик языка (как стрелку у часов) переводить из одного уголка губ в другой

5. "Качели"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка поднимается то к верхним зубкам, то к нижним

6. "Индюки"

языком быстро двигать по верхней губе и произносить (бл-бл-бл)

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

[р, р'] 

1. "Улыбка"

растягивание разомкнутых губ в стороны (зубы сжаты)

2. "Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

3. "Почистим верхние зубки"

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" верхние зубки

4. "Маляр"

улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка "белим" нёбо

5. "Лошадка"

улыбнуться, приоткрыть рот, широким языкам пощелкать языком, как цокают копытами лошадки

6. "Грибок"

улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать широким языком, как цокают копытами лошадки и приклеить язык к нёбу

7. "Гармошка"

улыбнуться, приоткрыть рот, сделать "грибок", не отрывая языка закрывать и открывать рот, зубы не смыкать

8. "Барабанщик"

улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка стучать за верхними зубками и произносить (д-д-д)



Предварительный просмотр:

Как исправить произношение во взрослом возрасте.

Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

Можно ли самостоятельно исправить произношение?

Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

- нарушены не один-два, а три или более звуков;

- возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

- хотя бы незначительное снижение слуха;

- неврологические проблемы;

- проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

С чего начать?

С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

Коси, коса, пока не высохла роса. 
В зоопарке Зина видела разных зверей. 
В конце деревни цветет акация.

2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

У Наташи новая шуба и шапка. 
У ежа ежата, у ужа ужата. 
У причала кричали чайки. 
Волки рыщут, пищу ищут.

2. Звук [л].

Клава надела на голову белый платок. 
У Лёни болит левое колено.

3. Звук [р].

В порту разгружают пароходы. 
Марина принесет грецкие орехи.

4. Все звуки.

Галин черный щенок резвится около дома. 
Бабушка сушит на веревке мокрое бельё. 
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

Процесс работы над звуком

включает в себя четыре обязательных этапа: 
- подготовительный; 
- этап постановки звука; 
- этап автоматизации; 
- этап дифференциации; 
а также один дополнительный этап: 
- введение звука в речь. 
О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

Подготовительный этап.

Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

Этап постановки звука.

Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука.

Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

Автоматизация.

Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится.

Дифференциация.

Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.).

Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это происходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

Введение звука в речь.

Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

Работа над текстом.

1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиональной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

Устное сочинение.

Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

13 простых советов логопеда родителям

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

  • Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).

  • По любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией.


Предварительный просмотр:

ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ

В возрасте до года:

– выраженная тревожность, крикливость;

– нарушение сна;

– плохой аппетит, частые срыгивания;

– плохая прибавка в весе;

– плохая реакция на звук и свет;

– очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;

– нарушение тонуса мышц, судороги;

– повышение внутричерепного давления;

– частые простудные заболевания;

– тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции. 

В возрасте от 3 до 5 лет:

– чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

– раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

– чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

– плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

– страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

– тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

– хронические заболевания;

– трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

– сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

– задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;

– заикание.

 

В возрасте 5–7 лет

– частые хронические заболевания, операции, травмы;

– импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

– чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

– нарушения сна;

– страхи;

– навязчивые движения, кривляния;

– боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

– трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...