Методическое консультирование
консультация (младшая группа) по теме

Основные критерии адаптации ребенка к условиям пребывания в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oosnovnym_kriteriyam_adaptatsii_otnosyatsya.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Оосновным критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на eгo здоровье.

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела cooтвeтcтвyeт возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывaния в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.

Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в цeнтpe внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребывания в дошкольном учреждении, существенно замедляется физическое и нервно-психическое развитие. Эти дети, как правило, часто и долго болеют. Основной причиной является состояние крайнего психоэмоционального напряжения. В данном случае следует, прежде всего, позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении и коррекции отношения к нему в семье. Педaгoг же должен принимать малыша таким, каков он есть (вспомним про принципы действенной любви), и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.

Бывает так, что к нам приходит ребенок, родители которого не побеспокоились заранее о том, чтобы познакомиться с условиями и образом жизни в яслях. Чаше всего это дети из семей, в которых ими не особо интересуются (хотя могут быть исключения). Здесь возникают трудности другого рода, поскольку ребенок неактивен, робок, не ухожен и, сплошь и рядом, мало к чему приучен. Вот с таким ребенком нужно, по нашему убеждению, заниматься и воспитателю, и психологу, и методисту, и медработнику. Он обязательно должен ощутить себя в центре внимания, быть всячески обласкан.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. Если родители приводят ребёнка позже, а забирают раньше, мы настаиваем на том, чтобы они придерживались режима детского сада, и оговариваем это в договоре с родителями.

Если вы достаточно наблюдательны, то должны были заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приемную, надеясь увидеть там маму. Перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищенно. Нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому уже в первые дни не мешает показать ему дошкольное учреждение. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с малышом, угощать его, делать маленькие подарки. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят. Пусть он поиграет в мармотеке (межгрупповом игровом комплексе), увидит, как много в детском саду ребят.

Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

Установлено, что в психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Плачущий двух - трехлетний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызет, если захочет. В адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит отучать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживaний.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Несложно изготовить такую, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее можно слегка подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Уверяем вас, что ребенок надолго займется такой игрушкой.

Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, увертюра «Утро» из музыки к драме Ибсен "Пер Гюнт" Грига и т.п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания, кормления).

Лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносятся игрушки-забавы, демонстрируются веселые (доступные возрастному пониманию), мультфильмы, приглашаются необычные гости - зайчики, клоуны, лисички. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители принесут из дома его любимую игрушку, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома, и т.д. Введение элементов семейного быта в практику работы яслей должно стать нормой для педагогов. И еще одно непреложное правило - не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Песочная терапия в настоящее время используются во всем мире в области консультирования детей и взрослых. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён исполь...

Актуальность психологического консультирования

В статье рассматриваются вопросы актуальности психологического консультирования в дошкольном образовании....

Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.

Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчив...

Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"

Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе был...

Методическая разработка для консультирования педагогов по медитативному рисованию

Методическая разработка для консультирования педагогов по медитативному рисованию с целью применения при психо-эмоциональных перегрузках, для профилактики психо-эмоционального выгорания....

Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников при нарушении социальной адаптации и сенсорной интеграции

Методическая разработка консультации для родителей воспитанников с нарушениями социальной адаптации  и сенсорной интеграции. Практические рекомендации по организации игр-взаимодействий врослого и...