Использование пальчиковых игр при ознакомлении детей с русским фольклором
методическая разработка (младшая группа) по теме

Размочаева Людмила Петровна

Представленный материал в помощь педагогам и родителям. В методических рекомендациях освещаются формы , методы , приёмы работы по развитию мелкой моторики детей. Игры. с которыми познакомятся дети, способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Освоение "пальчиковых игр" подарят детям и родителям немало приятных минут интересного и полезного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzavanie_palchikovykh_igr.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых  игр при ознакомлении детей с русским фольклором

        Л.П. Размочаева

МБОУ СОШ №12 с углубленным изучение отдельных предметов г. Сургут

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Специальные дополнительные занятия особенно детям с плохим развитием речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, поскольку эти движения тесно связаны с речевой функцией.

Исследованиями ученых Института физиологии детей  и подростков АПН, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фолина), была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук, является стимулирующей для общего развития и, особенно для развития речи. На основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы (Л.В. Фомина).

Развивая моторику и координацию движений рук, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, интеллектуальных и мыслительных, стимулируем зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». «Пальчиковые игры» - культурное наследие немецкого народа, почти забытое в настоящее время. Однако следует заметить, история существования их исчисляется столетиями. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека была известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Руководствуясь вышесказанным, мы в своей работе уделяем особое внимание развитию моторики через пальчиковые игры. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть!  

Неоценимую помощь оказывают пальчиковые игры при ознакомлении детей с устным народным творчеством. Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

        Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. Русский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Из всего многообразия детского фольклора в своей деятельности мы используем – пальчиковые игры, заклички, прибаутки, перевёртыши, потешки.

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие родителям в игровой форме побудить ребенка к действию. Наблюдательность и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики – потешку. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

        Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Если мы будем учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучится, но если связать 10-15 таких слов с картинками, движениями, и он их усвоит на лету.

Поэтому на протяжении свей жизни, мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.

        Совокупность движений тела, мелкой моторики и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение.

        Чтение стихов, в частности потешек, улучшит у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимает умственную усталость. Поэтому их можно на уроках в начальных классах школы в тех случаях, когда рукам требуется отдых (письмо, рисование, лепка, работа с ножницами и т.д.). Они способны улучшить произношение многих звуков, а значить развить речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Используя пальчиковые игры, малыш быстрее заучивает и правильно, не переставляя слова, рассказывает небольшие потешки, прибаутки, заклички. Речь делается более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. «Пальчиковые игры» с использование русского фольклора очень эмоциональные, увлекательные.  Эти игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлёмся на пример известной всем «Сороки-белобоки», которая кашу варила, деток кормила…ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребёнок, когда кто-либо из взрослых, загибает детские пальчики, приговаривает эти строки.

        Некоторые игры требуют участие обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях,  скажем, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «над», «под», и т.д.

        Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.

        Движения подбираются почти к каждому слову текста, реже – к словосочетанию. Это улучшает эмоционально-психическое состояние детей, так, как в работе включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы. Ребёнку интересно не только слушать, но и показать каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Дети включаются в игру, очень важный для них вид деятельности в данном возрасте. Движения позволяют им в дальнейшем быстрее припомнить стихотворный текст.

        В своей работе мы используем принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        Для начала занятий выбираются простые упражнения для кисти и пальцев рук:

  1. Ты, утёнок не пищи,                Сжимание и разжимание пальцев рук.

        Лучше маму поищи

  1. «Ножницы» - разведение в стороны и сведение вместе пальце одной , затем другой руки, потом обеих рук вместе.
  2. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  3. «Человечек» - указательный палец и средний пальцы правой руки  «бегают» по столу.
  4. «Слонёнок» - средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный  - ноги. Слонёнок «идёт» по столу.
  5. «Корни деревьев» - кисти рук, сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  6. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Когда ребёнок научится выполнять эти упражнения, надо переходить к более сложным, сопровождаемым текстом. Не сразу ребёнок усваивает задачу, и если усваивает, то ненадолго. Поэтому приходится одно и то же занятие повторять, при этом активность детей увеличивается. Дети успешно справляются с поставленной задачей. Ведь ребёнок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Выполняя пальчиками различные упражнения  ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретает хорошую подвижность , гибкость исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

        Хотелось бы отметить, что вся работа ведётся совместно с родителями. С ними дополнительно проводятся консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы. Предлагается приобрести соответствующую литературу, которая помогает в домашних условиях выполнять пальчиковые игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

        Воспитание – это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребёнок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребёнок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой.

        В деятельности воспитателя заложены огромные возможности для развития полноценного, всесторонне развитого ребёнка. Их можно использовать, а можно и упустить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором

Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности, неотъемлемой частью является и развитие речи детей. А.П.Усова писала о том, что в...

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

ознакомление детей с русским фольклором

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. Побуждать детей эмоционально отликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказкаками и потешками....

Проект "Ознакомление детей с русским-народным фольклором"

Проект "Ознакомление детей с русским-народным фольклором"...

Консультация «Использование ИКТ при ознакомлении детей с русской народной сказкой»

Консультация об использовании ИКТ при ознакомлении детей со сказками...