Выступление на родительском собрании в начале учебного года в старшей группе общего недоразвития речи III уровня
консультация (старшая группа) по теме

Семенцова Елена Евгеньевна

Представленное выступление предлагает родителям ознакомиться с особенностями функционирования группы компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня. Требованиями к родителям. Даны рекомендации по выполнению домашнего задания, внимательному отношению к потребностям детей с данным речевым нарушением. кроме этого, предлагается памятка, В которой предложены артикуляционные упражения, речевые игры по развитию связной речи, пополнению активного словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rod_sobraniya.docx27.42 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley_dlya_rod_sobrdocx.docx362.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности № 9 (ОНР)

17.00        10.09.2013г.

Наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания называется логопедия.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет в течение 2 лет. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи. Кроме логопеда сопровождение детей осуществляют различные специалисты (музыкальные работники, преподаватель фикультуры, психолог, тренеры), а также наши высокопрофессиональные воспитатели Наталья Владимировна, Анна Александровна и чуткий младший воспитатель Людмила Николаевна. Они не равнодушны к детям, каждый старается содействовать социализации и адаптации ребенка в группе, его успешному обучению.

К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В нашей группе в основном преобладают дети с III уровнем речевого развития.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном с, с̕, з, з̕ ш, щ, ч, ц, р, р̕, л, л̕), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать – зашивать, вышивать - вязать - кроить, подрезать - вырезать).

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей – «птичка»; деревья – «елочки»);

г)  взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способами действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столенок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый» - стакан и т.п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) столах» - Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» - пять пальцев; «двух карандаши» - двух карандашей и т.п.);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили в магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был в деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).

Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в  цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчит чинит водопровод; «Такиха тет тань» - Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом наша работа состоит из нескольких этапов системного воздействия на речь ребенка.

Деятельность логопедической группы предполагает системное воздействие, где каждый из этапов взаимосвязан. Перечислим их: диагностический, коррекционный и оценочно-контрольный.

Во время диагностического этапа (2 недели) каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения и группой. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизация может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Какую же работу выполняет логопед? Это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20–25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий. (Подробнее об этом расскажет Наталья Владимировна)

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между собой, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека.

В неё входят произведения К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова, произведения Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, Е. Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

В помощь Вам я предлагаю памятку.



Предварительный просмотр:

Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)...;

- Мише стало грустно (отчего?)...;

- Миша обрадовался (когда?)...;

Познакомить детей с многозначными словами:

- У ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи - чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.

Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);

Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья, кора);

Составлять предложения с определенным словом;

Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе;

Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);

Длинные-короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол - парикмахерская);

Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;

Подбирать слова: шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать... шарф.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт

Полезные ссылки:

http://www.umka.by/links/index.html

http://dou-sad.ru/index.php/audioskazki

http://igrovaya.ru/

Ваш учитель-логопед

Леонкина Елена Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 50 «Тополёк»

г. Балаково Саратовской области 

Памятка родителям

«Хотите ли Вы

Не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том

Что – прежде всего,

Мы родители,

А все остальное потом»

        (Р. Рождественский)

Развитие речи ребенка в норме

К 5 годам сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тыс. слов

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не более трех упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено

Комплекс № 1 (общий)

  1. Удержание губ в улыбке;
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой;
  3. Чередование положения губ (улыбка-трубочка);
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
  5. Удержание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
  6. Удержание узкого языка (иголочка);
  7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта;

Комплекс №2 (для шипящих, свистящих)

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щеки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» (упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз;
  4. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для сонорных звуков)

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д… (следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер четкого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

Упражнения для развития связной речи

Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес...);

Составлять фразы: срубленный..., бегущий..., висящий..., жуткий..., холодный...;

Придумывать слова, которые оканчиваются на -ок, -ек или начинаются с ва-, за-; Игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы...);

Какой в сказке козел («Лиса и козел») - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса - рыжая, хитрая, ловкая...; колодец - глубокий, холодный, темный, узкий...;

Про что можно сказать: холодный -..., холодная -..., холодное -...;

Как можно назвать одним словом:

- детей, идущих в школу...;

- людей, лечащих больных...;

- взрослых, перевозящих груз...;

Произносить предложение (“Я пойду в школу”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

Придумывать от слова «лес» много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок...);

Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);

Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим...

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

«Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

Придумывать необычные предложения из 2-х слов: «Лиса чирикает», «Ворона мяукает»;


Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не более трех упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено

Комплекс № 1 (общий)

  1. Удержание губ в улыбке;
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой;
  3. Чередование положения губ (улыбка-трубочка);
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
  5. Удержание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
  6. Удержание узкого языка (иголочка);
  7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта;

Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не более трех упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено

Комплекс №2 (для шипящих, свистящих)

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щеки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» (упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз;
  4. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не более трех упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено

Комплекс № 3 (для сонорных звуков)

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д… (следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер четкого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на собрании в начале учебного года в старшей группе

quot;Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста";Отличия экспериментальной программы«Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других ;Как в...

родительское собрание на начало учебного года в старшей группе

Цель:- ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к ...

Родительское собрание в начале учебного года в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Сказка" "Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников"

Родительское собрание проводилось с целью моделирования перспектив взаимодействия ДОУ и родителей на новый учебный год....

Родительское собрание на начало учебного года в старшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Начало учебного года – это начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы!...

Первое родительское собрание в начале учебного года в средней группе

Форма проведения: не традиционная-досуговаяПлан проведения.1. Вступительная часть.2. Драматизация воспитанниками сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»3.  Задачи воспитания и обучения, особ...