Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Фисик Светлана Валерьевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Краснодарский край МБДОУ детский сад №18 города Крымска

«Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»

Сообщение из опыта работы воспитателя

Фисик Светланы Валерьевны

2014г


Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребёнком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя воспитанный, культурный человек», «Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, сами того не подозревая, заключают поведение ребёнка в рамки той или иной социальной роли: культурного человека за столом, пассажира, покупателя, человека, принимающего подарок и т.д. «Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемая от человека, занимающего в обществе или социальной группе определённое положение» ( Р.С.Немов ) Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребёнок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, дети получают в семье и в детском саду. С ранних лет родители внушают своим детям определённые нравственно-поведенческие правила, какие именно, я решила узнать из анкетирования родителей:

  • Беседуете ли вы со своим ребёнком о культуре поведения и об этикете?
  • Соблюдает ли  ваш  ребёнок  правила  поведения  в различных ситуациях?
  • Умеет ли оценивать свои поступки и поступки других детей?
  • Какие   художественные   произведения   вы   ему   читаете для формирования нравственных ценностей?
  • Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал ...

Затем я провела диагностику знаний и умений детей своей группы по теме «Культура поведения и этикет».

Для углубления своих знаний собрала литературу по теме «Воспитание культуры поведения и этикета у детей». Работу над этой проблемой проводила в тесном контакте с психологом.

В ходе диагностических исследований выявила, что знание правил и даже их понимание детьми далеко не всегда обеспечивали их выполнение.

Анкетирование и беседы с родителями показали, что многие родители занимаются воспитанием своих детей, их волнует, научатся ли они жить в коллективе, общаться со сверстниками, с взрослыми людьми, с близкими в семье. Мамы и папы хотят, чтобы их дети были воспитаны, благородны, культурны, внимательны и обаятельны. Но в одних семьях нет соответствующей литературы,


в других не хватает свободного времени, а в третьих -детям всё разрешается, и нет никаких поведенческих ограничений.

Проанализировав полученную информацию, решила свою работу начать с изучения плана — программы образовательно-воспитательной работы в детском саду «Детство».

  1. Выбрала все задачи по данной теме соответственно возрасту детей своей группы.
  2. Приступила к составлению перспективного плана по теме «Воспитание культуры поведения и этикета у старших дошкольников».
  3. Решила работать в тесном контакте с родителями, потому что родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании основ человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя свободно и уверенно в обществе.

В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования всего детского коллектива. Всегда старалась терпеливо, ежеминутно формировать представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни.

Ребята моей группы многое знали из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Я решила расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Механизм формирования культуры поведения и этикета у детей можно, на мой взгляд, выразить следующим образом:

Самовоспитание воспитателя

+ личный пример взрослого;

+ положительный настрой детей;

+ этические беседы с детьми;

+ использование режимных моментов жизни в детском саду;

+ создание проблемных воспитывающих ситуаций;

+ нравственно-этикетные игры;

+ специальные занятия по культуре и этикету;

+ участие родителей в этом процессе = = желание детей поступать в соответствии с правилами и нормами поведения и этикета.


Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала ребята понимали их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинали осознавать, почему совершается тот или иной поступок. У одних детей получалось быстрее постигать глубину обсуждаемых ситуаций, у других - медленнее. Это естественно. Важно то, что изо дня в день у них стали накапливаться нравственные понятия и представления о нравственных нормах поведения.

Разработанная мной система по данной теме предполагает комплексный подход к формированию культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приёмов, как объяснение, напоминание, указание, наблюдение за игрой детей с последующим их анализом.

Цель, указанная в начале каждого месяца перспективного плана, определяла основную тематику моих занятий, бесед, досугов, художественной литературы. Но это, разумеется, не означало, что воспитательное воздействие было направлено только на решение указанных задач, так как воспитательный процесс осуществляется комплексно и непрерывно, однако именно эти задачи по воспитанию культуры поведения стали основными в данном месяце.

Чтение.

Всем известно, что дети очень любят, когда им читают взрослые. Зная, какой огромный воспитательный потенциал заложен в детской литературе, заранее отобрала произведения в соответствии с целями и задачами, поставленными в каждом месяце. Продумала, когда и как их читать детям, какие пояснения и когда сделать, какие иллюстрации показать, какие вопросы задать при обсуждении.

Например, в сказке С.Маршака «Кошкин дом» мы обратили внимание на то, как важно, чтобы гости понимали друг друга, умели благодарить за проведённый совместно праздник. Стихотворение Д.Хармса «Очень - очень вкусный пирог» напомнил детям о необходимости готовить с любовью угощение для гостей. Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» показало ребятам негативные и позитивные отношения между детьми. Старалась развивать душу детей, учить их сострадать, быть милосердными, чувствовать чужую боль и радоваться чужим успехам.

Беседы.

Подбирая беседы для работы по теме, стремилась, чтобы 0Нйне только расширяли познания об окружающем мире и человеке, развивали самосознание детей, но и позволяли им получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, учили  вступать  в  диалог,   высказывать  своё  мнение,   обосновывать его,

з


прослеживать логику беседы, учитывать желание и мнение других, тем самым обогащая свой социальный опыт. Такие беседы, как «Моя семья», «Моё настроение», «Наши добрые слова», «Взрослые и дети^сближали меня с детьми. Общаясь с ними, я вспоминала своё детство, свои переживания, радости, победы над собой, свои желания. Дети начинали понимать, что всемогущий, всезнающий воспитатель тоже был когда-то малышом, радовался и страдал так же, как они, что он понимает их переживания. Так зародилась настоящая дружба между взрослыми и детьми, взаимная привязанность.

В беседах обязательно учитывала личный опыт детей, что делало общение более понятным, содержательным. Терпеливо выслушивая каждого ребёнка, старалась не спешить задавать заготовленные вопросы, иногда ждала вопросы других ребят. Получая удовольствие от общения, дети стали ощущать потребность в повторном общении.

Игры.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Она в яркой доступной и интересной форме даёт ребёнку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. Играя в дидактические игры «Вежливый ручеёк», «Поделись хорошим настроением», «Приглашение», ребята упражнялись в выстраивании отношений в игре, закрепляли навыки общения с взрослыми и сверстниками, учились определять настроение других людей. Играя вместе с детьми, старалась активно формировать у них общественно-значимое поведение, способствовала развитию личностных качеств. Игра заставляла детей задуматься над своим поведением: нужно ли прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры, стоит ли радоваться своей победе и поражению другого, как выполнить все её условия и не обидеть друзей. В играх у детей воспитывались ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

В сюжетно-ролевых играх дети познавали многие нормы поведения, Основой игры являлась воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роли взрослых людей и в специально созданных игровых, воображаемых условиях воспроизводит отношения между ними. Например, играя во врача и больных, дети учились соблюдать правила поведения в поликлинике, в кабинете детского врача, стоматолога. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникались их чувствами и целями, сопереживали им. А это всё вело к развитию у них самих «социальных» эмоций, основ нравственности.


Праздники и развлечения, я считаю, интересной, эмоциональной, яркой формой работы с детьми по формированию у них навыков культурного поведения. Родителям и детям запомнились такие инсценировки как «Вежливый мышонок», «Телефон». Представление инсценировки для зрителей — детей или родителей потребовало соблюдения многих правил этикета, необходимых во время приёма гостей и при посещении театра. Артисты выступали на сцене, а зрители эмоционально поддерживали артистов. В гости пришли ребята и взрослые, которых следовало хорошо принять, удобно рассадить, развлечь, порадовать.

Интересны были и викторины «Что такое хорошо и что такое плохо», «Отвечай правильно!». Получились они увлекательными, зрелищными, познавательными. Никто не остался в стороне, все были вовлечены в эти яркие, эмоциональные мероприятия. Не было ни побеждённых, ни победивших. Все остались в выигрыше, а потом с удовольствием уплетали сладкие призы с друзьями и родителями.

Занятия.

Главным содержанием занятий стали поведенческие правила, подкреплённые этическими и эстетическими нормами. Часто на занятия приходили сказочные персонажи, которым требовалась помощь, совет. Например, на занятие «Добрые приветствия» приезжали Фея Здоровья, на занятие «Телефонный разговор» приходил Айболит со зверятами, на занятие «Культура поведения за столом» прибегали Мальвина и Буратино. Эти персонажи усиливали эмоционально-позитивное восприятие детьми нравственных правил и основ этикета. В структуру таких занятий входили: игровые упражнения, дидактические игры, загадки, стихотворения, беседы, встречи с интересными людьми. Всё это создало условия для наилучшего усвоения детьми принятых в обществе норм поведения. Интересная, увлекательная форма игр - занятий, отвечающая особенностям детей моей группы, дала возможность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общежития.

Работа с родителями.

Воспитание культуры поведения и этикета у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Сначала я постаралась:

  • Убедить их в необходимости обучения детей правилам этикета и культуры поведения;
  • Пыталась добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в саду;
  • Затем стала расширять их знания по этой теме.

Начала я с того, что установила доброжелательные партнёрские отношения. У нас появились общие интересы и взгляды.

Родители принимали участие в занятиях «Столовый этикет», «Приём гостей». Они не только наблюдали за детьми, но и знакомились с теми правилами, которыми овладевали их дети, помогали воспитателю, приобрели общее с воспитателем видение на воспитание у детей культуры поведения.

Были проведены консультации «Воспитание культуры общения» f«Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах», «Благоприятная атмосфера в семье - залог психического здоровья ребёнка». Интересно прошла игра КВН «Роль этикета в воспитании детей». Была проведена огромная подготовительная работа. Цель была; показать родителям, что этическое воспитание - одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности. Ещё одна цель -создание положительного микроклимата в группе. Это мероприятие прошло необычно, оно оставило свой след в каждом сердце. Родители ещё долго делились впечатлениями и положительными эмоциями. После каждого собрания, беседы, консультации в приёмной вывешивала памятки, словари добрых слов и выражений для больших и маленьких, пословицы и поговорки о гостях, подарках, о любви и дружбе.

Вместе с родителями создали в группе развивающую среду по культуре поведения и этикету. Это игрьг:«Хорошо - плохо», «Можно - нельзя», «Азбука вежливости», «Наше настроение», перфокарты «Как можно себя вести», модули «Культура поведения», «Кольца Луллия».

Несмотря на простоту взятой мною темы, я уверена, что она остаётся актуальной и сегодня. Правильное исполнение роли культурного человека придаёт детям уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете или праздничном приёме, даёт возможность творчески применить свои знания и умения в нестандартных ситуациях (турпоход, путешествие на поезде, самолёте, дружеская вечеринка, прогулка в лес). Кроме того, человек, умеющий вести себя, выглядит красивым, привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Проводимая в течение нескольких лет работа дала хорошие результаты. Дети приобрели уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях, хорошо овладели социальной ролью культурного человека.

Конечно, ребёнок не всегда в дальнейшем будет иметь такие же благоприятные условия для проявления полученных знаний и их совершенствования. Но я твёрдо убеждена: всё то, что он получил в дошкольном детстве, пригодится и поможет ему в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».

В нашем  детском саду прошёл педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения  у дошкольников». Форма проведения  была  выбрана - нетрадиционная, т.е.  педа...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...

Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.

Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....