Консультация для родителей "Общаемся с детьми"
консультация (младшая группа) по теме

Сотова Ольга Ивановна

Человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями. Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходят в семье.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребенок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями.

Общение «родители — ребенок» — это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании. Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребенка — в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.

 

Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах. Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc_1.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ»

Человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями. Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходят в семье.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребенок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями.

Общение «родители — ребенок» — это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании. Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребенка — в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.

Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах. Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Чтобы этого не случилось, каждый родитель должен позаботиться о состоянии души своего малыша. Ребенок обязательно должен знать, что его любят, о нем беспокоятся, что в любую трудную минуту жизни рядом с ним будет его мамочка, которая сможет понять его и разделить его беды и радости. Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия дошкольника. И если между ребенком и матерью возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение биографических данных известных людей показывают, что потребность в непосредственном общении ребенка с матерью сохраняется достаточно долго.

Так, например, С. В. Ковалевская, выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Академии наук, в своих воспоминаниях пишет: «Во мне рано развилось убеждение, что я нелюбимая, и это отразилось на всем моем характере. Иногда я испытывала желание приласкаться к маме, взобраться к ней на колени, но эти попытки как-то всегда оканчивались тем, что я по неловкости то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол.

Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки».

В результате отчужденности от матери развиваются чувства безотчетной тоски, страха и другие признаки большой нервности.

Выдающийся отечественный психолог JI. С. Выготский доказал, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития». Ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый — ребенок», из которой только постепенно он выделяется как самостоятельная единица. При этом общение со взрослым и специально организованная совместная деятельность являются основными источниками развития личности ребенка.

Решающими факторами формирования у ребенка полноценной психики служат те виды общения с ним взрослых, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Чуткие родители общаются с ребенком так, как если бы он был равноправным партнером по общению. Поэтому родители в процессе общения должны:

обеспечить ребенку чувство психологической защищенности;

вызвать у него доверие к миру;

создать ощущение эмоционального благополучия;

приложить усилия к развитию его индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Жестокое обращение с детьми"

Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести»....

Консультация "Организация работы с детьми по проблеме охраны прав ребёнка"

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и СОШ. Её целью является разъяснить педагогам права детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь, а также позицию педагога в случае, если к его в...

Консультация "Играйте вместе с детьми"

Рекомендации родителям об играх и игрушках. Как важны игры для детей....

Консультация "Поем вместе с детьми"

Консультация предназначена для родителей...

Консультация "создание развивающих игр с помощью ИКТ" Консультация для родителей "С детьми играть - ум. разум душу развивать!"

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное сред...