Взаимодействие с родителями
консультация (подготовительная группа) по теме

Ватолина Оксана Лукьяновна

1.Консультация для родителей "Познавательная деятельность детей дошкольного возраста".

2.Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей и родителей "Моя семья - моя крепость" в подготовительной группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Познавательная деятельность детей дошкольного возраста».

     Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

     В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель,а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

     Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

     Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

     В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

     Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Мы ставим вопросы для сравнения так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на прогулке зимой можно предложить подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял жаркий летний день? Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят.

     Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизируют их внимание и волевые усилия.

     Конечно, вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию в вашей семье.

     Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!



Предварительный просмотр:

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия

  для детей и родителей «Моя семья — моя крепость»

Подготовительная группа, воспитатель Ватолина О.Л.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- Разучивание пословиц и поговорок о доме, семье, о родственниках.

- Занятие по рисованию «Моя семья», «Портрет мамы».

- Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением семьи.

- Изготовление родителями и детьми символа семьи.

- Проведение занятий на тему «Дом, в котором я живу», «Моё имя», «Моя семья»

- Чтение произведений, стихов и сказок о семье.

 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

- Нарисованное на ватмане дерево, изготовленные родителями и детьми символы семьи (цветок, в середине которого фото ребёнка, а на лепестках – фото членов семьи).

- Эмблемы для команд: изображение героев мультфильма «Смешарики» и

сердечки

- Д/игра «Чудесный сундучок» (сундучок, а в нём предметные картинки).

- 2 корзинки с картошкой, макет грядки.

- Для д/игры «Волшебная верёвочка» - верёвочка.

- Подсвечник со свечёй.

- «Круглая песенка» в исп. группы «Непоседы».

 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Физическое развитие. Развивать основные физические качества детей с помощью подвижных упражнений и игр, поддерживать позитивное отношение к совместной двигательной деятельности.

Социально – нравственное развитие. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.

Эмоционально – ценностное развитие. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам своей семьи. Учить относиться с теплотой к своим близким, сочувствовать им, радоваться вместе с ними, воспитывать в детях чувство благодарности по отношению к родителям, желание помогать им, проявлять заботу. Во время занятия создать атмосферу эмоционального комфорта.

Познавательное развитие. Закрепить знания, полученные на занятиях по грамоте, ФНМП, ознакомлению с окружающим, с природой. Способствовать развитию внимания и логического мышления.

Развитие речи. Совершенствовать разговорную, монологическую речь, умение ребёнка связно рассказывать о себе, своих чувствах и мыслях. Продолжать учить составлять расширенные предложения на заданное слово, употреблять слова – определения.

Художественно – эстетическое развитие. Продолжать знакомить с малым фольклорным жанром – пословицами, развивать умение понимать их образное, поучительное содержание, Поддерживать интерес к эстетическим заданиям, вызвать эмоциональный отзыв от полученного образа.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: - Дорогие дети и гости! Сегодня у нас необычное занятие – конкурс-игра «Моя семья – моя крепость». В нём примут участи и дети, и их родители. Вас ждут конкурсы, игры, интересные задания.

- Справа от меня – дружные, находчивые, весёлые дети. Они образуют команду «Смешарики». Аплодисменты команде «Смешарики»! А слева от меня – команда заботливых и любящих родителей и называется она – «Любящее сердце». Поприветствуем команду «Любящее сердце»!

- Оценивать наши команды будет уважаемое жюри. В состав жюри входят педагоги нашего детского сада. К концу занятия жюри должно определить, какая команда лучше и находчивее. Команда, которая наберёт большее количество баллов – получит сюрприз.

Для детей самыми дорогими и любимыми людьми являются их родители. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. И счастливы те дети, у которых заботливые родители.

- По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки,

Вдаль смотря широкими глазами,

Шёл малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Воспитатель: - Раз мы с вами заговорили о семье, посмотрите, ребята на первую картинку и скажите, какое право имеет каждый ребёнок?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на семью.

Воспитатель: Дети, что такое семья? (Ответы)

Вопрос родителям: Что значит согласная семья? (Ответы)

Воспитатель: Издавна о семье люди придумывали пословицы и поговорки. Дети, объясните значение пословицы: «Родительское сердце в детках»

Задание родителям. Объясните значение пословицы: «На что клад, коли в семье лад? » (Дети и родители дают объяснение)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете пословицы.

Друзья, в нашем зале выросло дерево, но на нём нет ни листочков, ни цветочков, очень печальное такое дерево. Давайте его украсим необычными цветами – символами семьи.

(Дети рассказывают о своей семье и украшают дерево).

Воспитатель: Чтобы поближе познакомиться с вашими семьями, давайте поиграем в игру «Чудесный сундучок». Дети и взрослые по очереди достают из сундучка картинку. Они рассказывают о том, как этот предмет связан с их семьёй. Например: на картинке стол. «Мы любим собираться всей семьёй поужинать за столом».

Жюри подводит итог.

Воспитатель: Друзья, а вы знаете, что в дружной семье каждый член семьи имеет свои обязанности? Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

(Дети отвечают)

Воспитатель: А вот сейчас мы посмотрим, как вы умеете помогать родителям. Какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно, пора садить овощи в огороде, и мы поиграем в игру – эстафету «Посади картошку». Проводится эстафета.

(Соревнуются команда «Смешарики» и команда «Любящее сердце» между собой.)

Воспитатель: Как только у родителей появляется малыш, ему сразу родители дают имя и фамилию.

Воспитатель: Имя, фамилия, отчество, гражданство и город, где вы родились записываются в документе, который называется «Свидетельство о рождении» (Показывает). У каждого из вас есть такой документ.

- Дети, а вам нравятся ваши имена? Может кто-нибудь из вас знает, почему именно так вас назвали, или что означает ваше имя?

(Дети рассказывают)

Воспитатель: А для родителей психологическое упражнение «Имя – качество».

Вам нужно назвать имя своего ребёнка и качество его характера на эту же букву. Например: Миша – мужественный, мудрый.

Воспитатель: Наступило время для физ. минутки.

Физ.минутка: Эй, ребята, встаньте в круг!

Вот как много стало рук (руки вперёд ладошками вниз)

Чьи же руки, подскажите,

И ладошки покажите (ладошки повернуть вверх)

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались (бег по кругу)

Сделали поуже круг,

Крышу сделали из рук! (руки поднять вверх)

Получился дом имён,

В этом доме мы живём! (положить руки на плечи друг другу)

Слово предоставляется жюри.

Воспитатель:

- Дети, а что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы)

- Поиграем в игру «Волшебная верёвочка»

(Родитель идёт по верёвочке и называет слова на тему «Здоровье», а дети придумывают предложения с этими словами и определяют сколько слогов в заданном слове).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, вот, покажите, чему вы научились, много ли узнали.

Итак, блиц опрос для детей.

1. Как называется наша планета?

2. На какую геометрическую фигуру похожа Земля?

3. Что такое Луна?

4. Есть ли жизнь на Луне?

5. Что такое солнце?

6. Кто первый полетел в космос?

7. Назовите имя первого космонавта, полетевшего в космос.

8. Как называется страна, в которой мы живём?

9. Как называется столица нашей страны?

10. Как называется город, в котором мы живём?

12. Назовите время года, когда вся природа пробуждается и оживает?

13. Сколько дней в неделе?

14. Какой день недели идёт после понедельника?

15. Решите задачу:

Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь,

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки два

Вынуть ей давно пора.

Если сможешь, помоги,

Сосчитай-ка пироги! (6)

Блиц опрос для родителей

1. У арфы их – 4, у домбры – 6, у гитары тоже 6. О чём идёт речь? (О буквах)

2. Может ли дождь лить две ночи подряд? (Нет. Между ними день)

3. Что такое натюрморт? (Изображение неживых предметов) .

4. К вам пришли гости, а в холодильнике – бутылка с минералкой, пакет с соком, бутылка с квасом. Что вы откроете в первую очередь? (Холодильник)

5. В корзине 5 яблок. Можно ли раздать 5 яблок пятерым детишкам так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? (Можно, если одному ребёнку дать яблоко вместе с корзиной)

6. Дети, а теперь вы придумайте для родителей задачу.

(Дети задают задачи)

А теперь слово предоставляется жюри.

Воспитатель: Ребята, а что такое по-вашему «счастье», «счастливая жизнь»?

(Ответы)

Воспитатель: Да, правильно, счастье – это когда рядом родители, семья, которые окружают вас любовью, заботой. А вы, в свою очередь, обязаны быть послушными и благодарными детьми.

Чтение стихотворений детьми:

1 ребёнок: Лишь появится ребёнок

И дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок - веские права.

2 ребёнок: Он имеет право жить,

Развиваться и дружить.

3 ребёнок: Иметь уютный добрый дом,

Видеть тихий мирный сон,

4 ребёнок: Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым.

5 ребёнок: И любить, и быть любимым,

Он на свете не один!

Психологический этюд «Свеча»

Дети становятся в круг спиной друг к другу. Родители делают второй круг вокруг детей.

Воспитатель: Свеча, огонь – являются символом домашнего тепла, уюта, семейного очага. Наши родители будут передавать из рук в руки эту свечу и говорить пожелания своим детям.

Воспитатель: Любите и цените счастье, оно рождается в семье.

Что может быть ещё дороже

На этой сказочной земле!

Всегда будьте вместе,

Любовь берегите, обиды и ссоры

Подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья! »

- Дорогие родители и дети. Сегодня мы с вами весело провели время, подарили друг другу радость. Обнимите друг друга! Почувствуйте доброту, тепло, ласку. Пусть в ваших семьях всегда будет лад!

Слово предоставляется жюри

Жюри подводит итоги и объявляет результат: в ходе игры – конкурса команды набирают одинаковое количество баллов и поэтому побеждает дружба и любовь!

В качестве сюрприза жюри дарит командам сладкий пирог. Воспитатель приглашает всех на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...