«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» НОМЕР ОДИН
статья (младшая группа) на тему

Зиброва Елена Владимировна

В ВВВ англоязычных странах для детей в возрасте от 1 до 3-ёх лет существует отдельное название – ТОДДЛЕР (toddler), и данный лингвистический факт отражает очень глубокий психологический смысл. Именно в этом возрасте ребёнок начинает ходить, говорить, а главное обретает собственную социальную и эмоциональную идентичность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toddlery_-_1_sht.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» НОМЕР ОДИН

    В англоязычных странах для детей в возрасте от 1 до 3-ёх лет существует отдельное название – ТОДДЛЕР (toddler), и данный лингвистический факт отражает очень глубокий психологический смысл. Именно в этом возрасте ребёнок начинает ходить, говорить, а главное обретает собственную социальную и эмоциональную идентичность.

      Возраст от одного до трёх лет не менее бунтарский период в развитии ребёнка, чем знаменитый подростковый «переходный возраст». Обе эти стадии характеризуются тем, что в подрастающем человеке исподволь возникает внутренняя жизненная сила, побуждающая его отталкиваться от родителей. И в том и в другом случае цель – независимость. И если подросток стремится перестать быть «ребёнком», то малыш - тоддлер стремится перестать быть «младенцем».

       Тоддлер – свободная натура, жизненный девиз которых вполне гедонистский: делать всё, что приятно и интересно. В этот период жизни в ребёнке зарождаются стремление к творчеству, воображение, любопытство. И если он делает что-то плохо, то вовсе не потому, что он плохой.

        Австралийская писательница Робин Баркер в книге «Могучий тоддлер» приводит список нелестных характеристик, которыми родители описывают поведение своих чад, вступивших в возраст тоддлерства:

  • Привлекает к себе внимание самыми неприятными способами: закатывает истерики, хнычет…
  • Жадный: не хочет делиться, злоупотребляет словом «моё»…
  • Агрессивный: кусается, толкается, тянет за волосы…
  • Асоциальный: слишком стеснительный или слишком замкнутый; не хочет играть с другими детьми; дерётся; отказывается поцеловать бабушку…
  • Имеет несносные привычки: ковыряется в носу, кусает ногти, не вынимает соски изо рта…
  • Склонен к навязчивым состояниям: требует рассказать одну и ту же сказку каждый вечер; никогда не заснёт без своего любимого зайца…
  • Не понимает очевидной опасности: хватается за горячую плиту, пьёт жидкость для мытья посуды, режет ножницами электрический шнур…
  • Испытывает непреодолимые трудности, сталкиваясь с новым и чужим: бунтует против появления маленького братика или сестрички; отказывается идти в ясли; в штыки принимают няню…
  • Переменчивое настроение
  • Безосновательная боязнь: собак, парикмахера, манекена в витрине, темноты…
  • Отсутствие концентрации внимания, короткая память
  • Никакого уважения к чужой собственности6 рвёт книги; ковыряет стены; стучит молотком по мебели

   И так далее и тому подобное…

   Для тоддлеров всё это более или менее естественно.

     

       Объективные наблюдения, проведённые психологами, подтверждают, что если на младенца мама излучает в основном нежность и одобрение, то по отношению к тоддлеру её излучение составляют главным образом инструкции и запреты. Безусловно, многие «нельзя», обращённые к ребёнку, нужны для его же собственной безопасности. Кроме того, эти неизбежные «нельзя» важны для социализации тоддлера, то есть усвоения им, что такое хорошо и что такое плохо.

      ОДНАКО, если со словом «нельзя» переборщить, оно вскоре превращается для ребёнка в пустой звук. Поэтому очень важно как можно больше ограничить круг того, что вашему ребёнку на самом деле нельзя. Сделайте ваш дом местом, где вашему ребёнку будет вольготно. Уберите стиральные и моющие средства в недоступные для него места, спрячьте фарфоровые статуэтки и хрустальные вазы в запирающиеся шкафы, поставьте заглушки на незанятые электрические розетки, покройте острые углы мебели пенопластом…

     Нередкая ситуация с ребёнком: вы его за что-то ругаете, а он в ответ улыбается. Не впадайте в типичную ошибку и не принимайте эту улыбку за наглость. Зачастую он улыбается потому, что уверен: вы играете с ним в такую игру. Не стоит шлёпать или запирать его одного в комнате за проказы: это не только жестоко, но и бессмысленно. С другой стороны, не следует смеяться над поведением, которое вы хотели бы устранить или скорректировать. И не надо малышу угрожать, особенно если на самом деле вы не собираетесь приводить свои угрозы в исполнение.

       У раннего тоддлера ещё не развита совесть, поэтому ваше «нельзя» может действовать пока вы стоите над душой: стоит вам исчезнуть из виду, как он немедленно принимается за своё. Переживание малышом кратковременного стыда с ПРЕДЛОЖЕННЫМ ВЗРОСЛЫМ ВЫХОДОМ из него играет важную роль в развитии эмоциональнойсферы и чувствительности растущей личности. А вот форсирование и затягивание стыда может нанести вред:  вместо желаемой сознательности в ребёнке будет развиваться эмоциональный уход в себя, раздражительность и даже склонность к насилию.

       Вспомните, как вы, взрослый человек, реагируете, когда что-то или кто-то приводит вас в замешательство? Пусть вы в самом деле трижды виноваты и готовы принести свои извинения, но если источник того, что вызвало ваше смущение, слишком долго давит на психику, не начинаете ли вы испытывать желание ускользнуть или даже взбунтоваться? Так же тоддлер – хоть и крохотный, но человечек…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"

Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»...

Консультация для воспитателей: « Экологического воспитание детей дошкольного возраста как один из приоритетных направлений ФГОС»

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных п...

Консультация для родителей на тему «Основы безопасности жизнедеятельности детей раннего возраста. Ребёнок один дома »

В консультации размещён материал для родителей маленьких детей по ОБЖ.Ребёнок один дома....

Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников....

Когда начинается первый переходный возраст у детей?

От переходного возраста-ни одна мама не застрахована.С ними мы встречаемся еще в раннем возрасте.Избежать их не удастся,но помочь с ними справиться ребенку вполне в наших силах....