Пальчиковая игра – одно из форм закаливания.
консультация (средняя группа) по теме

Разловитие мелкой моторики, активизация словаря детей. Воздействие мелкой моторики на физическое здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_igra.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая игра – одно из форм закаливания.

Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребенка .Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие – либо упражнения, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением нравятся детям.                                                                                                                                       Известно, что истоки способностей и дарований  детей – на кончиках их пальцев. Поэтому пальчиковые игры по сути трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев , а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. (На кистях рук располагается множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними.)                                                                                                              Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из практически ответов на оба вопроса – развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений пальцев рук.                                                                                                                                   Изучая психику детей, деятельность их мозга, ученые отмечают стимулирующее значение функции руки и заключают, что формирование речевых центров головного мозга совершается под воздействием кинестетических импульсов, идущих от кончиков пальцев. Проводя                                         пальчиковую гимнастику и игры с предметами,  мы убедились в следующем:  

Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит,  стимулируют развитие речи.                           Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.                                                                                                               Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Занятия дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.                                                                                                          1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают умение на  некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое. Например, «Фонарики»: ладони, выпрямив и раздвинув пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).                                                                                                                      2.Условно – статические упражнения для пальцев (возраст 3 -4 года) служат отработке раннее полученных навыков. «Зайка»: указательный и средний пальцы вытянуть вверх и двигать ими, а безымянный, мизинец и большой прижать к ладони. Выполняя упражнение, дети скандируют: «Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка».                                                                                              3.Динамические упражнения для пальцев (возраст 4 – 6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным. «Домик»: поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.                  Раз, два, три, четыре, пять!                                                                                                                                               (Разгибать пальцы)                                                                                                                 Вышли пальчики гулять                                                                                                                   (сжимать и разжимать пальцы).                                                                                                                    Раз, два, три, четыре, пять!                                                                                                                                В домик спрятались опять.                                                                                                                                    Вот некоторые рекомендации,  которые следует соблюдать  при проведение пальчиковых игр и упражнений:                                                                                                    -  после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);                                                                                                                                    -  пальцы следует нагружать равномерно;                                                                                        -  пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому она может быть использована на занятиях как по развитию речи и конструированию, так и по физкультуре и музыке.                                                           Упражнения выполняют сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Помните: умелыми  пальцы становятся не сразу. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления, речи.

                        Упражнения для кистей.

         «Печем блины»                                                                                                                       Мама нам печет блины (попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти рук и ладонью)                                                                                                                       Очень вкусные они.                                                                                                                          Встали мы сегодня рано.                                                                                                                                 И едим их со сметаной.

               «Цветок»                                                                                                                                        Ладони вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты  друг к другу.                                                                                                                                                   Солнце поднимается -                                                                                                                                                 Цветочек распускается (развести пальцы рук в стороны).                                                                      Солнышко садиться -                                                                                                                         Цветочек спать ложиться (соединить пальцы).

                  «Замок»

Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

   На  двери висит замок (быстро соединить пальцы в замок и разъединять).

   Кто его открыть бы смог?

   Потянули!  (Пальцы в замок , потянуть их, не расцепляя).

   Покрутили!  (Подвигать сцепленными пальцами от себя – к себе)

   Постучали!  (Пальцы в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)

   И открыли! (Расцепить пальцы.)

               

                «Пароход» 

Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу («ковшик»), большие пальцы поднять.

   Пароход плывет по речке,

             «Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

   Надуваем быстро шарик –

   Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

   Шарик лопнул, воздух вышел –

   Стал он тонким и худым (пальчики возвращаются в и.п.).

       

            Условно – статические упражнения ля пальцев.

          «Мышка»

   Серенький комок сидит,

   И бумажкой он шуршит (средний и безымянный пальцы упираются в большой; указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).

                   «Кошка»

   А у кошки

   Ушки на макушке ( средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

   Чтобы лучше слышать

   Мышь в ее норушке.

                   «Зайка и ушки»

   Ушки длинные у зайки,

   Из кустов они торчат (пальцы в кулачок, указательный и средний пальцы вверх и шевелить ими в разных направлениях).

   Он и прыгает, и скачет.

   Веселит своих зайчат.

                        «Коза»

  Руку опустить ладонью вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперед; средний и безымянный прижать к ладони и обхватить большим.

      У козы торчат рога,

      Может забодать она.

                     «Петушок»

  Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой;  остальные растопырить и поднять.

     Петушок стоит весь яркий,

     Гребешок он чистит лапкой.

                   « Курочка»

   Ладонь расположить горизонтально, большим и указательным пальцами образовать фигурку «глаз», остальные наложить друг на друга в полусогнутом положении.

      Курочка прыг на крыльцо:

    - Я снесла тебе яйцо!

             «Собака»

   Правую ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный вытянуть и соединить, мизинец попеременно опускать и поднимать.

       У собаки острый носик,

       Есть и шейка, есть и хвостик.

     Динамические упражнения для пальцев

                    «Мы считаем»

    Можно пальчики считать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    На другой руке  - опять:

    Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно разгибать пальцы сначала правой, затем левой руки, начиная с большого.)

                      «Моя семья»

   Согнуты пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого, а при словах «Вот и вся моя семья!» ладонью другой руки обхватить все пальцы.

        Этот пальчик – дедушка,

        Этот пальчик – бабушка,

        Этот пальчик – папочка,

        Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик – я,

         Вот и вся моя семья!

                    «В детский сад»

   Сжать пальцы в кулак; поочередно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все2 широко расставить пальцы в стороны.

       Большой палец встал один,

        Указательный - за ним.

        Средний будит безымянный.

         Тот поднял мизинчик малый.

         Встали братцы все – ура!

         В детский сад идти пора.

                    «Братцы»

         Ладонь положить на стол, прямые пальцы соединить. Раздвигать сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

              Пошли два брата

              Вместе прогуляться.

              За ними еще два.

              Старший не гулял,

              Громко их позвал.

               За стол их посадил –

               Вкусной кашей накормил.        

 

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игра — одна из форм закаливания

Закаливание — это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Оно не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормали...

Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"

В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....

Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".

На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для  развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...

Пальчиковая игра – одна из форм оздоровления детей

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗАКАЛИВАНИЯ"

Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так,   что его практически невозможно заставить выполнять какие – либо уп...

Консультация «Пальчиковая гимнастика -одна из форм здоровьесберегающей технологии. »

Консультация  «Пальчиковая гимнастика -одна  из форм  здоровьесберегающей технологии. »...