Консультация для родителей. Значение национального самосознания в становлении личности ребенка.
консультация (подготовительная группа) по теме

Развитие и формирование личности ребенка происходит в процессе воспитания и обучения. Именно под влиянием воспитания и обучения у ребенка развивается сознание, самосознание, волевая деятельность, чувственные переживания, сознательное отношение к среде и к самому себе. Самосознание ребенка формируется в процессе становления его личности, в результате активного взаимодействия с социальной средой. Приобретая определенный опыт поведения, усваивая нормы и правила, он начинает постепенно осознавать свое место в системе общественных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Значение национального самосознания в становлении личности ребёнка».

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

                              Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

      Развитие и формирование личности ребенка происходит в процессе воспитания и обучения. Именно под влиянием воспитания и обучения у ребенка развивается сознание, самосознание, волевая деятельность, чувственные переживания, сознательное отношение к среде и к самому себе.

   Самосознание ребенка формируется в процессе становления его личности, в результате активного взаимодействия с социальной средой. Приобретая определенный опыт поведения, усваивая нормы и правила, он начинает постепенно осознавать свое место в системе общественных отношений.

   Говоря о самосознании детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что развитие самосознания составляет одно из основных новообразований данного возраста. По исследованиям М.И. Лисиной, самосознание - образ „Я" — это аффективно-когнитивное образование. Под аффективной стороной автор понимает отношение человека к себе, а под когнитивной — представление или знание о себе. По данным исследований психологов (А.Б. Венгер, Т.В. Гуськова, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин), мы считаем, что источниками построения образа „Я" у дошкольников выступают опыт индивидуальной деятельности и опыт общения со взрослыми и сверстниками. Следовательно,  опыт индивидуальной деятельности оказывает существенное влияние на построение когнитивного отношения к себе, а общение — аффективного.

    Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

     Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.   Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать свое место в окружающем мире. Другая сторона – развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

     У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребенка о себе, своем месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.

     Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность. Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщенно-интеллектуального переживания.

    Россия всегда являлась многонациональным государством. Формирование культуры межнационального общения имеет для многонациональной России особую актуальность. В обществе сохраняется социальная напряженность, продолжаются межэтнические конфликты. Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения вызывает неоднозначное отношение к себе.

Выбирая основные факторы развития личности, опираясь на высказывания педагогов, исследователей культуры детства, можно говорить о том, что никто не рождается ни добрым, ни злым, ни просвещенным, ни счастливым. В любом обществе ребенок рождается с некоторыми социальными и биологическими предпосылками, но каждая культура использует их по-своему. Культурная традиция определяет содержание детства. Каким вырастет ребенок, во много определяют воспитание и среда. Впечатления детства накладывают отпечаток на дальнейшее развитие. Культура межнационального общения, как это отмечается многими учеными, закладывается не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Если мы воспитываем с детства, учитывая сензитивные периоды, честность, доброту, трудолюбие, умственные способности, то необходимо рассматривать  культуру межнационального общения как составляющую нравственности и развивать ее как базис личностной культуры. Социологические исследования утверждают, что национальный фактор становится чувствительным для ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста. У него возникают вопросы по поводу его внешности, поведения, речи. Именно в этот период начинают формироваться основы национального самосознания.

    Начальный этап - зарождение этнического самосознания и становления личности - приходится на дошкольный возраст, который характеризуется нечётким осознанием детьми общности с людьми своей национальности. На данном этапе важную роль в процессе становления личности играет семья.

   Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.  Весь образовательный материал, который поступает ребёнку через сказки, былины, народные песни, традиции оказывает существенное влияние на процесс формирования личности. Народные праздники, обряды, сказки, игры, пословицы являются средствами формирования совершенной личности с развитым национальным самосознанием, и тем самым способствуют сближению детей с этнической средой и приобщению к общечеловеческим ценностям.

   С позиции педагогической науки и практики наиболее благоприятным для формирования этнического самосознания является предшкольный и младший школьный возраст, когда человек восприимчив к воспитательным воздействиям, когда почти бессознательно осваивает, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, и в нём закрепляются черты, определяющие развитие  его как личности. Особенностью старшего дошкольного возраста является преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление интереса к окружающим. Появление каждой новой ценности сопровождается выработкой у ребёнка соответствующего отношения.

   Исходя из того, что важным условием жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, мы рассматриваем культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека. В связи с этим воспитание у детей культуры межнационального общения – это процесс формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития в нем национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Значение театрализованной деятельности в развитии личности ребенка

Цель: расширение кругозора родителей в области педагогических знаний.Великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр «Волшебным краем». Данное определение разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с...

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребенка»

Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об ува...

Консультация для родителей "Роль классической музыки в становлении личности ребенка".

Как  писал  В. А. Сухомлинский:  "Жизнь  детей  без  музыки  невозможна,  как  невозможна  без  игры  и  без  сказки"......

Консультация для родителей "Роль классической музыки в становлении личности ребёнка"

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущен...

Консультация для родителей "Роль классической музыки в становлении личности ребёнка"

quot;Роль классической музыки в становлении личности ребенка"...

Консультация для родителей «Роль классической музыки в становлении личности ребенка»

Консультация для родителей «Роль классической музыки в становлении личности ребенка»  Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для не...

Значение театрализованных игр для становления личности ребенка

Значение театрализованных игр для становления личности ребенкаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного раз...