Консультация для родителей "Пора ли в школу?"
консультация (старшая группа) по теме

Размочаева Людмила Петровна

Канспект консультации для родителей "Пора ли в школу?" адресована заботливым родителям, которых волнует вопрос готовности ребёнка к обучению в школе.В  изложенном материале  родителям предлагается специальная самопроверка, котора поможет найти ответы на некоторые вопросы, связанные с подготовкой ребёнка к школе. Каждый ребёнок индивидуален, и задача родителей  -не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребёнком, деликатно направлять его и бережно поддерживая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konsultatsii_dlya_roditeley_pora_li_v_shkolu.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект консультации для родителей

Тема  «Пора ли в школу?»

Подготовила Размочаева Л.П. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №12 с УИОП, г. Сургут

ЗАБОТЛИВОМУ РОДИТЕЛЮ

        Приход ребёнка в школу становится серьёзным испытанием не только для него самого. Новая пора жизни наступает и для его родителей: ведь у них прибавляются новые заботы и новые хлопоты. Как сделать так, чтобы ребёнок поменьше уставал, не переутомлялся и вместе с тем не плёлся в хвосте неуспевающих, как избавить его от возникающих вредных привычек, порой связанных с появлением страхов и неврозов, как организовать правильный досуг и разумный отдых? Что предпринять, если ребёнком вдруг овладевает замкнутость, он не находит контактов с педагогом и сверстниками? Большинство ответов на эти вопросы можно найти, правильно организовав дошкольный подготовительный период будущего первоклассника. Более того: приобретённые им умения и приёмы смогут затем благотворно проявиться в самой учёбе, формируя интерес к ней, стремление к самостоятельной  созидательной деятельности.

        Вероятно, каждый из нас знает старую истину – любую болезнь лучше предупредить, чем затем лечить. Поэтому родители должны предопределять поступки малыша несколько заранее, руководствуясь известным педагогическим приёмом, который называется «забегание вперёд». Кроме того, целый ряд сложных знаний и понятий, которые изучаются в школе, можно повторять и закреплять в домашних условиях, используя известные игровые приёмы – для ребёнка это может оказаться не только своеобразным тренингом, но и развлечением.

САМОДИАГНОСТИКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители, мы предлагаем Вам специальную самопроверку, которая поможет найти ответы на некоторые вопросы, связанные с подготовкой ребёнка к школе. Попробуйте сами проверить, готов ли ваш ребёнок к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу (ответы: «почти всегда», «иногда», «никогда»).

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ

  1. Владеет ли ребёнок основными понятиями, например: правы (левый), большой (малый), в (из).
  2. Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут, и т.д.?
  3. Может ли ребёнок угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  5. Может ли ребёнок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

ОЦЕНКА БАЗОВОГО ОПЫТА РЕБЁНКА

  1. Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
  2. Был ли ребёнок в библиотеке?
  3. Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, зоопарке, в музее?
  4. Была ли у Вас возможность регулярно читать ребёнку или рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

ОЦЕНКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  1. Может ли ребёнок назвать и обозначить окружающие его предметы?
  2. Легко ли ребёнок отвечает на вопросы взрослого?
  3. Может ли ребёнок назвать, где расположены предметы: на столе, под столом?
  4. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник, и т.д.?
  5. В состоянии ли ребёнок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  6. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
  7. Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или играть в домашнем спектакле?

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  1. Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
  2. Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли ребёнку «переключится» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  4. Способен ли ребёнок самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ

  1. Включается ли ребёнок в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли очерёдность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребёнок слушать других не перебивая?

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Хорошо ли ребёнок слышит?
  2. Хорошо ли видит?
  3. Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение тридцати минут?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице и т.д.?
  5. Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
  6. Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?

ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы, например, найти картинку, непохожую на остальные?
  2. Может ли ребёнок различить буквы и короткие слова, например Б/П, кот/год?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из шести картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребёнок своё собственное имя и хотя бы шесть-восемь предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  1. Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  2. Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
  3. Сможет ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
  4. Может ли ребёнок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

УРОВЕНЬ СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  1. Может ли ребёнок рифмовать слова?
  2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, ЛЕС/ВЕС и т.д.?
  3. Может ли ребёнок повторять за взрослым несколько слов или цифр?
  4. Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ К КНИГАМ

  1. Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задаёт ли ребёнок вопросы о словах?

А ТЕПЕРЬ ОЦЕНИТЕ, МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

  1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, т.е. не показать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок и т.д.?
  2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
  3. Понимает смысл того, о чём ему читают?
  4. Чётко выговаривать своё имя?
  5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
  7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
  8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  9. Вырезать ножницами, причём ровно и не поранившись?

10.Слушать и следовать полученным указаниям?

11.Быть внимательным, когда кто-нибудь с ним разговаривает?

12.Сосредоточится хотя бы на десять минут, чтобы выполнить                            полученное задание?

13.Радоваться, когда ему читают вслух ли рассказывают         истории?

14.Положительно себя оценивать: я – человек, который много         может?

15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16.Проявляет интерес к окружающим предметам?

17.Ладить с другими детьми?

        В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребёнком.

  • Нравится ли вам Ваш ребёнок?
  • Слушаете ли Вы, что ребёнок говорит?
  • Смотрите ли Вы на ребёнка, когда он говорит?
  • Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
  • Поправляете ли Вы речь малыша?
  • Позволяете ли Вы ребёнку совершать ошибки?
  • Хвалите ли Вы ребёнка, обнимаете ли Вы его?
  • Смеётесь ли Вы вместе с ним?
  • Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
  • Играете ли Вы с ребёнком в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребёнка?
  • Есть ли у ребёнка хотя бы одна, две собственные книги?
  •  Есть ли у ребёнка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли Вы примером подать ребёнку, читая газету, журналы, книги?
  • Обсуждаете ли Вы с семьёй и с ребёнком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
  • Позволяете ли Вы ребёнку что-либо сказать самому, например, в магазин у зубного врача и т.д.?
  • Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребёнком?
  • Задаёте ли Вы ребёнку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
  • Есть ли у ребёнка возможность проявлять  «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать шлёпать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
  • Стараетесь ли Вы ходить с ребёнком на прогулки?
  • Собираетесь ли Вы сводить своего ребёнка в театр, зоопарк, в музей?

КЛЮЧ

На каждый ответ «почти всегда» начисляете 4 балла,

        «иногда» - 2 балла

        «никогда» - 0 баллов.

Полученные баллы сложите. Если сумма

        88 балов и больше – здорово!

        23 – 87 балов – хорошо!

        меньше 22 баллов – стоит задуматься.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

И БУДЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ, ЕСЛИ ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.

Литература.

1.Модестова Т.В. Скоро в школу: Рекомендации для родителей и детей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005. – 64с.

2.Безруких М.М. Пора ли в школу?  - М.: Вентана-Граф, 2004. – 2004. – 16с. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....