Консультация для родителей «Постигая смысл слов».
консультация по теме

Митько Виолетта Владимировна

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Постигая смысл слов».

У детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4—5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).
Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова.
Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные оттенки, образное употребление слов.

 

Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.
В младшем и среднем дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных предметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и
 родовые понятия (медведь, лиса, заяц — животные; чашка, тарелка — посуда).
Сейчас родовые понятия дифференцируются:
 животные — домашние и дикие; посуда— столовая, кухонная, чайная. Вместе с тем нужно продолжать учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый).

Как можно провести с ребенком такое занятие?
Пособия для занятия: стакан, баночка, пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка, ножницы, ложки (деревянная и металлическая), вилка; пластмассовые игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч, носорог.
Взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку.
Вопросы взрослого к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы?
Услышав ответ ребенка, что это стеклянные предметы, взрослый говорит: «Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови, какие еще стеклянные предметы ты знаешь».
Далее взрослый ставит на стол деревянные предметы: пирамидку, матрешку, ложку.
Вопросы к ребенку: что ты видишь на столе?

Из какого материала сделаны эти предметы? "Как одним словом можно сказать, какие это предметы?
Когда ребенок скажет: «Деревянные», взрослый продолжает: «Все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. Назови, какие деревянные предметы ты знаешь».
После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовую крышку, пластмассового зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются. об этих предметах, а также и о следующих— металлических, резиновых.

Затем взрослый предлагает ребенку послушать и 
отгадать загадки (про галоши, утюг, лампочку, лыжи, мяч):

Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам. 
Станет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявит море!

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

Две новые, кленовые,
Подошвы двухметровые. 
На них поставишь две ноги — 
И по большим снегам беги.

Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку — не стонет, 
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.

Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию (Чем предметы не похожи? Чем похожи?). Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Сначала дети учатся понимать загадки (и по описанию внешнего вида предмета, и по его назначению), а затем сами начинают придумывать загадки.
Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.

  1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)
    Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая — что это? (Береза.)
  2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.)
    Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет — что это? (Солнце.) 
    Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолет, бабочка, листья.)
  3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)
  4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
  5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).
  6. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)
  7. Составные части целого. Дерево — ствол, ветки, сучья.
  8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.
Допустим, взрослый рассматривает с ребенком картину. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета. А если он не знает названия каких-либо предметов и их качеств, взрослый — внимательный слушатель и помощник — приходит ему на помощь. Но мало только назвать слово, надо его закрепить и ввести в активный словарь. А для этого необходимо повторить это слово в сочетании с другими, тогда ребенок его запомнит.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
Вы прочитали ребенку стихотворение И. 3. Сурикова «Зима». Запомнил он строчку: «Белый снег пушистый». Через некоторое время взрослый предлагает подумать, что еще можно назвать словом пушистый (пушистый котенок, пушистая шапочка, пушистое полотенце). И это слово, повторяясь в разных образных сочетаниях, запоминается ребенку; не удивительно, что он начинает сам употреблять его в своей речи.
О многих признаках предметов ребенок узнает, не знакомясь с самими предметами, а из речи взрослых. Это главным образом отвлеченные признаки, такие понятия, как «смелый», «храбрый», «отважный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей № 2( делим слова на слоги)

Поможет родителям вспомнить. как делить слова на слоги....

Консультация для родителей "Интересный мир слов"

Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю. Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, ...

консультация для родителей "Постигая выразительность речи"

Для того чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой, необходимо давать детям различные задания на придумывание сравнении, эпитетов, синонимов, антоним...

Консультация для родителей "Фонетический анализ слов"

Консультация для родителей по теме "Фонетический анализ слов". Это материал, который напоминает родителям правила русского языка в разделе "фонетика".Различение понятий "буква"  и "звук"....

Консультация для родителей "Секрет волшебных слов".

Каждый помнит, как в детстве наши мамы нам делали массаж - игру "Рельсяы-рельсы, шпалы-шпалы ехал поезд запоздалый..."...

Консультация для родителей "Постигаем смысл слов"

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других словарный запас небольшой. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для и...

Консультация для родителей "Игры со словами для уставших родителей"

Приведенная  подборка игр не требует особых знаний, усилий, много времени и отлично подходит для уставших родителей и вечернего времяпрепровождения....