Конспект родительского собрания. «Я боюсь, мама!»
материал по теме

Ерыкалина Елена Геннадьевна

Рекомендации родителям.

1.     Важно относиться  к детским страхам спокойно.

2.     Выслушайте своего ребенка. Даже это принесет ему некоторое успокоение.

3.     Пусть ребенок сам выберет себе игрушку – друга, с которой он мог бы ложиться спать, брать в детский сад, когда ему грустно и т.п.

4.     Хорошо помогает побороть детский страх арттерапия. Предложите своему ребенку нарисовать свой страх (волка, бабайку, лешего и т.д.), художественные способности ребенка здесь не имеют никакого значения, т.к. малыш знает, что непонятные круги – это он Бабу – Ягу нарисовал, а кружочки и палочки – это злая собака. Можно предложить раскрасить контуры приведения, бабайки и т.п. Можно предложить слепить чудище. После того как ребенок изобразит каким – либо способом свой страх, нужно предложить малышу самостоятельно смять, изорвать свой рисунок страха и как можно дальше выбросить его, лучше если вы прогуляетесь с ребенком на улицу до мусорных баков. Вернувшись домой, похвалите малыша: какой он молодец здорово расправился с бабайкой измял ее изорвал и прогнал на улицу. Поясните, что она его теперь очень боится и не придет к нему.

5.     Для детей до 3 лет уберите карандаши и фломастеры черного цвета, т.к. черный цвет одновременно притягивает и очень пугает малыша.

6.     Будьте внимательны к страхам своего ребенка, потому что  они не появляются на пустом месте им всегда что – то предшествует.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

Красноборский детский сад «Колосок»

Конспект родительского собрания.

«Я боюсь, мама!»

Подготовила воспитатель

                                                                                                       Ерыкалина Е.Г.

с. Красный Бор

Страхи у дошкольников.

Все знают, что многие дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые боятся персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением («дядьку с мешком», трубочиста и т. п.).

Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как  эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в то же время сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально – личностной  сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства, имеют свои особенности. Мы рассмотрим наиболее распространенные случаи страхов у детей.

В – первые  годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью, в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта. Уже в 6—7 месяцев младенец начинает беспокоиться, если его мама внезапно уходит, с недоверием реагирует на появление незнакомых взрослых. По мере роста ребенка недостаток тепла со стороны матери ощущается все острее, и в раннем возрасте — в 1,5—2 года — нередко может явиться причиной появления страхов. Если при этом мать ведет себя по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет его на руки, мало ласкает, строго с ним разговаривает или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение малыша меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Днем он старается быть ближе к матери, беспокоится даже тогда, когда она на минутку выходит из комнаты, а уж если она закрывает за собой дверь — начинает горько плакать. «Он боится оставаться один»,— говорят родители. Это верно только отчасти.  В раннем возрасте механизм возникновения этого страха определяется непереносимостью даже короткой разлуки с матерью для чувствительного, эмоционального малыша. Если в комнату вместо матери вернется другой человек — соседка, врач, дальний родственник, ребенок будет плакать, его не утешит то, что теперь он не один.

Другим фактором, определяющим появление страхов у детей раннего возраста, является неоправданно строгая позиция родителей и неадекватные средства воспитания, которые они применяют. К арсеналу этих средств, противопоказанных для детей раннего возраста, особенно беспокойных, чувствительных, эмоционально неуравновешенных, относятся строгие наказания, угрозы, телесные наказания, шлепки и удары по рукам, особенно по голове или лицу. Крайне неблагоприятное воздействие оказывают на психику ребенка такие наказания, когда его запирают одного в темной тесной комнате, кладовке, чулане или искусственно ограничивают его движения, заставляют неподвижно лежать или даже привязывают его к кровати. Большое количество, запретов, недостаток тепла, ласки, эмоциональной близости со стороны матери, пренебрежение или неоправданно суровые наказания со стороны отца приводят к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее, создавая благоприятную почву для появления страхов.

По мере развития воображения дети начинают бояться сказочных чудовищ — в первую очередь волка, затем Бабу-Ягу, Бармалея и т. д., символизирующих все зло и опасности. Наблюдения показали, что частые наказания, угрозы, связанные с физической болью, типа: «Вот не слушаешься — папа придет и нашлепает», «Позову доктора — пусть тебе сто уколов сделает», и т. п.— чаще всего ведут к появлению у малыша страха перед волком, а строгое или равнодушное отношение матери провоцирует появление страха перед Бабой- Ягой.) Дети, у которых зарождаются эти страхи, не осознают причин их появления, они вообще не в состоянии рассуждать и бывают подавлены чувством ужаса и бессилия. Острый эмоциональный дискомфорт и развивающееся воображение к трем годам приводят к появлению целой группы стойких и достаточно типичных страхов. Страх перед волком и Бабой-Ягой дополняется страхом перед множеством других сказочных чудовищ. Дети начинают бояться темноты, в которой могут скрываться эти чудовища, пустой комнаты, больших ящиков или открытых шкафов, из которых «может кто-то вылезти». Наиболее ярко выражен страх темноты в 3 года, когда эта темнота наполняется образами, порожденными воображением ребенка. В то же время недостающий жизненный опыт малыша и избыточная его эмоциональность не дают ему возможности здраво рассудить и понять, что бояться нечего.

С 3 до 5—6 лет детские страхи бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей. Далеко не у всех они выражены так, что заставляют встревожиться родителей. Во многих случаях они носят возрастной, преходящий характер. Однако у некоторых детей они со временем не исчезают, не корректируются, а переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. К сожалению, только на этой стадии родители  обращают на них внимание и принимаются активно с ними бороться. Безусловно, обычные «возрастные» страхи, свойственные дошкольникам, также нуждаются в осторожной коррекции со стороны взрослых.

Обычные страхи, так часто встречающиеся у детей 3—6 лет, базируются на уже описанной трехкомпонентной основе (высокая эмоциональность, малый жизненный опыт и богатое воображение), легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель. Нередко непосредственной причиной таких страхов выступают необдуманные поступки взрослых.

Рекомендации родителям.

  1. Важно относиться  к детским страхам спокойно.
  2. Выслушайте своего ребенка. Даже это принесет ему некоторое успокоение.
  3. Пусть ребенок сам выберет себе игрушку – друга, с которой он мог бы ложиться спать, брать в детский сад, когда ему грустно и т.п.
  4. Хорошо помогает побороть детский страх арттерапия. Предложите своему ребенку нарисовать свой страх (волка, бабайку, лешего и т.д.), художественные способности ребенка здесь не имеют никакого значения, т.к. малыш знает, что непонятные круги – это он Бабу – Ягу нарисовал, а кружочки и палочки – это злая собака. Можно предложить раскрасить контуры приведения, бабайки и т.п. Можно предложить слепить чудище. После того как ребенок изобразит каким – либо способом свой страх, нужно предложить малышу самостоятельно смять, изорвать свой рисунок страха и как можно дальше выбросить его, лучше если вы прогуляетесь с ребенком на улицу до мусорных баков. Вернувшись домой, похвалите малыша: какой он молодец здорово расправился с бабайкой измял ее изорвал и прогнал на улицу. Поясните, что она его теперь очень боится и не придет к нему.
  5. Для детей до 3 лет уберите карандаши и фломастеры черного цвета, т.к. черный цвет одновременно притягивает и очень пугает малыша.
  6. Будьте внимательны к страхам своего ребенка, потому что  они не появляются на пустом месте им всегда что – то предшествует.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: "Зачем мама ребёнку нужна?"

Задачи: познакомить родителей с цитатами из книги Никитина "Мама или детский сад", привлечь родителей к обсуждению вопросов, касающихся воситния детей в дошкольном возрасте, используя дляэтогориготовл...

Конспект родительского собрания «Педагоги, мама, я – дружная семья» по итогам проекта «Мама – главное слово на свете»

Материал можно использовать педагогам в работе с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержит викторину, видеопрезентацию, результаты анкет, памятку для родител...

Конспект родительского собрания по ПДД "Мама, папа, не забудь меня в кресле пристегнуть!"

Тема, обсуждаемая на родительском собрании, направлена на пропаганду использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств в автомобиле....

Конспект родительского собрания "Мамы разные нужны"

Материал представленный в конспекте может быть использован педагогами для проведения интересного мероприятия с детьми и  их родителями...

КОНСПЕКТ родительского собрания по теме «Зачем детям нужна мама?» для второй младшей группы

КОНСПЕКТ  родительского собранияпо теме «Зачем детям нужна мама?»для второй младшей группы...

Конспект родительского собрания ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА!

А знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» - ответит почти каждый родитель. Действительно, это мы, родители, знаем своего ребенка с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, ...

Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»

Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»...