Один отец значит больше, чем сто учителей.
статья по теме

Серова Елена Юрьевна

 

Всем без исключений знакомы выражения «женщина-хранительница очага» или «материнский инстинкт». А по отношению к мужчинам подобных понятий как будто не предусмотрено. Но, несмотря на столь обидную несправедливость, многие из них с видимым удовольствием из «добытчиков» и «охотников» перевоплощаются в весьма заботливых нянь и талантливых воспитателей. И не беда, что порой их слишком смелые педагогические изыскания приводят в ужас и молодых матерей, и опытных бабушек.

В нашем образовательном учреждении уделяют огромное внимание роли отца в воспитании детей. С этой целью педагогом – психологом с участием воспитателей и других специалистов ДОУ была организована работа клуба «Мудрый папа». Целью клуба является раскрытие актуальных форм и методов работы с отцами, необходимых для повышения значимости роли отца в воспитании ребенка.

По результатам анкетирования, проведенного среди отцов, вновь прибывших воспитанников детского сада, мы можем сделать вывод, что им было бы интересно поучаствовать в работе клуба. Нами запланированы 10 встреч, на которых мы хотели бы рассказать папам много полезной информации о воспитании ребенка, а также провести ряд практических занятий, способствующих сближению и наибольшему взаимопониманию отцов и детей.

К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению со слабым полом. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время, как правило, четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности столько времени проводить с ребенком, и поэтому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью. В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем  независимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью – опекающей, заботящейся, воспитывающей.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Еще Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Таким образом, ребенок с самого раннего младенчества должен знать, что у него есть отец, который защитит его от опасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всем без исключений знакомы выражения «женщина-хранительница очага» или «материнский инстинкт». А по отношению к мужчинам подобных понятий как будто не предусмотрено. Но, несмотря на столь обидную несправедливость, многие из них с видимым удовольствием из «добытчиков» и «охотников» перевоплощаются в весьма заботливых нянь и талантливых воспитателей. И не беда, что порой их слишком смелые педагогические изыскания приводят в ужас и молодых матерей, и опытных бабушек.

В нашем образовательном учреждении уделяют огромное внимание роли отца в воспитании детей. С этой целью педагогом – психологом с участием воспитателей и других специалистов ДОУ была организована работа клуба «Мудрый папа». Целью клуба является раскрытие актуальных форм и методов работы с отцами, необходимых для повышения значимости роли отца в воспитании ребенка.

По результатам анкетирования, проведенного среди отцов, вновь прибывших воспитанников детского сада, мы можем сделать вывод, что им было бы интересно поучаствовать в работе клуба. Нами запланированы 10 встреч, на которых мы хотели бы рассказать папам много полезной информации о воспитании ребенка, а также провести ряд практических занятий, способствующих сближению и наибольшему взаимопониманию отцов и детей.

К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению со слабым полом. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время, как правило, четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности столько времени проводить с ребенком, и поэтому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью. В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем  независимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью – опекающей, заботящейся, воспитывающей.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Еще Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Таким образом, ребенок с самого раннего младенчества должен знать, что у него есть отец, который защитит его от опасности.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям.  Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Необходимость отцовского участия в процессе воспитания ребенка не вызывает сомнений. Более того, научные данные из области детской и семейной психологии свидетельствуют о важности наличия в сфере сознания ребенка достаточно определенных, четких и разносторонних представлений о своем отце на каждом возрастном этапе.

Н.С. Бурлакова отмечает, что к 4-5 годам восприятие ребенком отца становится в большей мере социально окрашенным и рационально оформленным. Ребенок начинает приписывать отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения. Наряду с этим допускается возможность совершения отцом ошибок, а также возможность терпеть или причинять ущерб другим в процессе межличностного взаимодействия. Оппозиция «большой - маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная. Развитая социальная категоризация уже позволяет формировать представления об отце в терминах восприятия «изнутри» (например, «злой», «сердитый»), в отличие от «внешнего» восприятия в предыдущем возрасте («страшный»). Ребенок начинает понимать реактивность, социальную обусловленность внутренних состояний отца, но пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу.

Таким образом, обобщая приведенные данные, можно отметить, что нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является:

- преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограниченные возможности, достижения;

- преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.

Можно предположить, что ребенок воспринимает отца и строит свои представления о нем в следующих планах:

  • В когнитивном плане он представляет самого отца как члена семьи, обладающего определенным статусом и атрибутами, как носителя определенных социальных функций, черт личности. Сюда же входят представления об идеальном отце.
  • В поведенческом плане ребенок строит свои представления, основываясь на восприятии деятельности отца и его взаимоотношений в семье и за пределами. Ребенок представляет себе, что умеет и знает или должен уметь и знать отец, каков стиль его воспитания, каковы его поступки и позиция в отношении других людей.
  • В эмоциональном плане ребенок представляет то, как его отец относится к членам своей семьи и другим людям, какие настроения, чувства и эмоции им руководят.
  • В физическом плане ребенок воспринимает отца как представителя мужского пола, сравнимого с другими мужчинами-отцами с точки зрения его силы, ловкости, возраста, внешних данных.

Анализ работ Е.Е. Сапоговой, Д.Ш. Болен, Ю.В. Евсеенковой, А.Г. Портновой, Р.В. Овчаровой показал, что в общественном сознании существуют различные «модели отца», раскрывающие способы реализации мужчиной отцовской роли: его поведение, особенности осознания.

У дошкольника 4-6 лет уже достаточно сформированы, хотя и в меньшей мере, когнитивные представления об отце: он в целом, безусловно, знает, кто такой отец, какой статус в семье он имеет. Представления о физических особенностях отца носят еще менее выраженный характер: восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на мало проявленных и индивидуальных чертах внешности отца, и он строит обобщенный, эмоционально окрашенный образ большого, сильного, красивого родителя. Представления в поведенческом плане восприятия также выражены в меньшей, по сравнению с эмоциональным планом, степени. Это может быть связано с тем, что у ребенка представления об отце складываются на основе наблюдения за его поведением и поступками в семейном окружении, а не за его пределами, и уже на основании этих наблюдений ребенок строит предположения о том, как ведет себя отец с другими людьми. Именно этим могут объясняться относительно высокие показатели по признаку социального статуса: ребенок переносит свли представления о главенствующем месте отца в семье на другие сферы жизнедеятельности.

Таким образом, представление ребенка-дошкольника об отце дополняет существующие на сегодняшний день психологические знания об отцовско-детских взаимоотношениях, сущности отцовства в целом и представлениях ребенка о своем отце в частности.

        Таким образом, хочется отметить, что  личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Мы видим необходимость в повышении знаний у отцов о воспитании детей. Исходя из этого, нами был организован клуб для отцов «Мудрый папа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, конспект НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельностиКонспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»Программное содержание:-Закрепить понятия количества: один...

Консультация для отцов "Один отец значит больше , чем сто учителей"

Данный материал может быть использован как для оформления родительского уголка, так и для проведения родительского собрания....

«Один отец знает больше, чем сто учителей», консультация для родителей

    Разве вас должно удивлять, что папа алкоголик, курящий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доброе сердце и порой вы балуете своего ребенка прогулкам...

Консультация для отцов «Один отец значит больше , чем сто учителей»

Консультация для отцов.«Один отец значит больше , чем сто учителей»       Подготовила : Ахмадеева Р.В«Один отец значит боль...

Статья "Один отец значит больше, чем сто воспитателей"

Прочитайте нашу статью о роли отца в воспитании детей дошкольного возраста....

Презентация опыта работы с родителями "Один отец значит больше, чем сто учителей"

Формы работы с родительской общественностью разнообразны. Проведение Родительской школы требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать диалог между всеми участниками о...

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Один – много. Круг. Большой – маленький».

Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Круг.  Один - много. Большой – маленький».Группа:  младшая группаЦель: формирование элементарных  математических представлений у д...