Консультация с элементами тренинга для родителей "Гениальность на кончиках пальцев"
консультация на тему

Ефремова Анна Владимировна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx406.76 КБ

Предварительный просмотр:

Южное  окружное управление образования Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №1375

Дошкольное отделение. Структурное подразделение №5.

Консультация с элементами тренинга «Гениальность на кончиках пальцев»

Материал подготовлен

учителем-логопедом Каретниковой Е.И.

педагогом-психологом Ефремовой А.В.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Оборудование: массажный мячик, плакат (цитата В. А. Сухомлинский), демонстрационный материал (игра «Достань конфету», «тактильные дощечки», игра «Нанизывание бус», «Розовая башня» (Монтессори), счетные палочки, «Математический планшет», игра «Ладошки», шнуровки, матрешка, конструктор, колечки «Су-джок»,  игра «Юный ткач», игра «Найди на ощупь»).

План консультации с элементами тренинга.

I часть

Приветствие. 

Здравствуйте, уважаемые родители!

Наш тренинг адресован тем счастливым взрослым, у которых есть радостная возможность заниматься воспитанием и досугом детей.

Игра –приветствие «Давайте познакомимся!»

Родители передают массажный мячик, и, у кого мячик оказывается в руках, тот представляется. ( чаще всего родители говорят свое имя и чей он родитель).

II часть

     Знакомство с темой

На примере игры-приветствия мы развивали мелкую моторику. А также можем понять, , как взаимосвязаны  процессы развития речи, мышления и мелкой моторики : мы ловили мяч – работали наши пальчики, это сопровождалось речью – мы называли свои имена( оформляли фразу), задействовав мышление.

Роль  взрослого заключается в том, чтобы раскрыть в своем ребенке его огромный потенциал . Зная о том, что нет личностей неталантливых, а есть люди с нераскрытыми способностями, взрослые понимают, какая ответственность лежит на их плечах.

Педагоги всех времен и народов ищут золотой ключик, открывающий дверцу в кладовую детских талантов. Известно лишь одно – чем раньше начать заниматься с малышом, тем больший потенциал можно раскрыть.

Известно, что на интеллект влияют не только гены, но и умственные нагрузки и тренировки. Поэтому, занимаясь с ребенком, мы понимаем, что результат будет прямо пропорционален затраченным времени и силам.

III часть

     Определение понятий

Как вы понимаете, что же это «мелкая моторика»?

(подвести к определению)

Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

IVчасть

     Научный аспект

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки, было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас стали очень популярны. Такая тенденция обусловлена ,тем, что особенно у городских детей идет ослабление общего моторного отставания.

Vчасть

     Практическая часть

    - Сейчас мы предлагаем Вам показать или рассказать, как вы развиваете мелкую моторику дома со своими детьми. (Участники тренинга - родители делятся опытом).

Существует множество различных методик, направленных на развитие   ручной умелости, но мы решили остановиться на некоторых подробнее. Сначала познакомим Вас с самомассажем. Это один из видов пассивной гимнастики, его проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

6. «Согреваем ладошки». Сильно потираем руки.

Элементы Су-джок терапии.

Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су-Джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа).

На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки. Лечебный эффект достигается интенсивной стимуляцией всей зоны соответствия или на кисти, или на стопе. Массаж ладоней и пальцев рук можно проводить  с помощью различных массажёров, например,  пластмассового шарика «Ёжика»,  типа «каштан» (они бываю разных цветов). А специальное кольцо, находящееся в нём, сделанное из металлической проволоки  легко растягиваясь, свободно проходит по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывании. Одна из распространенных схем использования такого колечка очень проста и через пару раз доводится до автоматизма. Поочерёдно массируются пальчики на обеих руках. Рекомендуется проводить подобную процедуру по нескольку раз в день, при этом сопровождая прокатывания рифмовками или короткими стихотворениями:

Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашем ДОУ дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки.

 В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Чтобы пальцы были гибкими необходимо надевать его на каждый пальчик, прокатывать и произносить рифмовку:

Этот пальчик-Дедушка, (большой)

Этот пальчик-Бабушка, (указательный)

Этот пальчик-Папочка, (средний)

Этот пальчик-Мамочка, (безымянный)

Ну, а этот пальчик - Я, (мизинчик)

Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать все пальчики на обеих руках)

Упражнения для  практической жизни

Заимствованы из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача (1870-1952). Упражнения направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Необходимо запомнить очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т.е. по очереди обеими руками.

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  • Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую.
  • Чистка заркал, металла, обуви.
  • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление, полив)
  • Подметание пола.
  • Разделение сыпучих веществ: смешать гречку и манку в миске, рядом поставить ещё одну миску и положить на неё ситечко; пусть ребёнок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребёнок должен пересыпать в баночку.
  • Складывание салфеток по размеченным линиям.
  • Мытьё посуды
  • Повесьте где-нибудь пучёк вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
  • Отвинчивание и завинчивание пробок на пластиковых бутылках из-под воды, тюбиках из под шампуня, различных тюбиков.

Методика Цвынтарного В.В.

  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
 Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
 Предлагаются два блока заданий: первый - это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.


В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
 

Зайка и ушки

 Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх   указательный пальцы. Ими шевелить в стороны.

                           Птичка

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы   цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.


Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Филин

Сидит филин на суку
     И кричит: Бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас (нос).

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры-это инсценировка каких-либо историй,сказок,при помощи пальцев. Некоторые игры требуют участия обеих рук,что даёт возможность детям учиться ориентироваться в понятиях вправо,влево, вверх, вниз, над, под и т.д. В норме дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры.выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают игры ,которые производятся двумя руками.,скажем, одна рука делает домик, другая-кошку, вбегающую в этот домик. Дети четырёх-пяти лет предпочитают игры со множеством событий.Дети охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Старшие дети оформляют игры реквизитом- мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.

                                                                   

«Дружные пальчики»

( рифмовка для малышей)

Пальцы одной руки,сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаюся в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит.

Никогда его не бросит.

Ну, а этот-средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой пальчик хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся.

Вместе дело спорится.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим!

Мы морковку трём, трём!

А потом всё солим, солим!

А потом всё жмём, жмём!

                                                                                   

«Клубничка»

   Мальчик-пальчик, непоседа,

Где ты бегал, где  обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

  С безымянным ел малинку,

   А со средним - земляничку,

    С указательным - клубничку

При работе по развитию мелкой моторики у детей, необходимо следовать определенным правилам (не важно, какой методикой вы при этом пользуетесь):

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с боле легких упражнений, и по ходу их освоения вводить боле сложные.

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!   

VI часть

     Подведение итогов.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе

Мы надеемся, что наш тренинг станет источником идей  для взрослых, которые хотят не только интересно и весело, но и с пользой провести время с ребенком вместе.

Желаем вам приятного сотворчества!

Список литературы.

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1979
  2. Безруких М.М. Как научить ребёнка писать красиво. М.:Дидакт.,1995
  3. Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.
  4. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.
  5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.  “Издательство АСТ”.2000
  6. Лопухина И.С. Логопедия-речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб: Дельта, 1977.
  7. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму. СПб.Речь,2004.
  8. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения)/ Автор-составитель Большакова С.Е.: АПО,1996
  9. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
  10. Тушканова О. И. Подготовка к школе. Подготовка руки к письму. Волгоград,1993
  11. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Лань»,1997.
  13. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Генезис, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев»

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/Подготовила воспитатель: Чернова О.В.  МБДОУ д с №48 г.  Белгород...

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/

Поговорим о методе применения  песочной терапии в детском саду....

Консультация для родителей по самообразованию "Ум на кончиках пальцев".

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, как...

Консультация для педагогов на тему: «Ум на кончиках пальцев»

Консультация для педагогов на тему: «Ум на кончиках пальцев»...

Консультация для родителей на тему "Сказки на кончиках пальцев"

Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образно...