Использование технологии ТРИЗ для развития выразительности речи дошкольника.
статья (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Морозова Ирина Анатольевна

 

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

 Очень часто педагоги, занимающиеся развитием речи, считают своей целью  научить детей красиво и правильно говорить.  В результате дети говорят красиво и правильно, повторяя чужие мысли, описывая чужие впечатления,  потому что своих не имеют. Но ведь речь - не самоцель. Это средство общения, самовыражения. Внешний мир воздействует на нас. Мы отражаем это воздействие с помощью речи. Наконец, речь - это инструмент мышления, ведь без речи человеческого мышления просто нет. 

Необходимо не учить красиво говорить, а учить красиво и самостоятельно мыслить,  чувствовать, фантазировать. Если ребенку есть, что сказать, слова находятся легко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал  для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей. Использование технологии ТРИЗ для развития выразительности речи дошкольников.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

 Очень часто педагоги, занимающиеся развитием речи, считают своей целью  научить детей красиво и правильно говорить.  В результате дети говорят красиво и правильно, повторяя чужие мысли, описывая чужие впечатления,  потому что своих не имеют. Но ведь речь - не самоцель. Это средство общения, самовыражения. Внешний мир воздействует на нас. Мы отражаем это воздействие с помощью речи. Наконец, речь - это инструмент мышления, ведь без речи человеческого мышления просто нет. 

Необходимо не учить красиво говорить, а учить красиво и самостоятельно мыслить,  чувствовать, фантазировать. Если ребенку есть, что сказать, слова находятся легко.

 С этой целью предлагаю методики и игры, направленные на развитие выразительности речи.

«Придумывание загадок».

Методика составления загадок «Страна загадок» разработана А.А.  Нестеренко. Автором представлены различные модели  составления загадок для детей школьного возраста.  В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает удовольствие от этой деятельности.  На материале загадок можно решить множество методических проблем:  систематизация свойств предметов и явлений, развитие ассоциативного мышления, обучение навыкам задавать вопросы, а так же работать над загадкой – своеобразной логической задачей на выявление предмета по нескольким его признакам. 

Работа начинается с первого этапа – обучение детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки – второй этап.

В возрасте 5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект ( книга) и просит сделать сравнения с другими объектами(по цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает, какие - либо значения данного признака. Пример: книга по цвету разноцветная, как фантики  у конфет (воспитатель задал признак, а его значение – разноцветная – выбрано ребенком).

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой,  путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

При работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок.

Модель №1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (книга). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

-Какая книга по цвету?- разноцветная.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

-Какая книга по форме? – прямоугольная (заполняется вторая строка левой части таблицы).

-Какая книга по действиям? – говорящая (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Далее воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным признакам и заполнить правые строчки таблицы:

Какая?

Что бывает таким же?

Разноцветная

фантик

Прямоугольная

дверь

Говорящая

попугай

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ».

Итоговая загадка про книгу: «Разноцветная, как  фантик; прямоугольная, как дверь; говорящая, как попугай».

Модель №2.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в первой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Последовательность составления загадки про книгу:

-Что делает книга?

-Обучает, хранит, рассказывает.

-Обучает как учитель.

-Хранит как шкатулка.

-Рассказывает как радио.

Далее воспитатель предлагает составить загадку, используя связки «КАК», «НО НЕ».

Пример: «Обучает, как учитель; хранит, как шкатулка; рассказывает, как радио».

Модель №3.

Особенностью этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

 

Последовательность составления загадки про книгу:

-На что похожа книга? – На шкатулку.

-А чем отличается от шкатулки? – Шкатулка собирает вещи, а  книга информацию.

-Еще на что похожа? – На крышку, но без ручки.

- А еще? – На окно.  Можно смотреть виды из окна, а в книге картинки, рисунки.

Пример: «Похожа на шкатулку, но не собирает вещи; похожа на крышку, но без ручки; похожа на окно, но показывает рисунки».

 «Произвольный префикс».

Эта игра придумана итальянским писателем Джанни Родари. Префикс – это то, что приставлено, присоединено к чему-нибудь. Почему префикс произвольный? Это значит, свободный, ничем не стесняемый. Цель игры помочь детям  подружиться со словом, научить отыскивать интересные слова, рассказывать,  а в итоге сделать речь ребенка богаче и разнообразнее.

Сначала  выбирается любая система (предмет), например: КОТ.

Используем таблицу:

Система

Не

Зам

Мини

Макси

Супер

Кот

Собака

( выполняет такую же функцию)

Кошка

Сова

Еж

Мышеловка

Котенок

Лев

Тигр

Пантера

Рысь

Барс

Кот в сапогах

Кот - ученый

Можно взять другой предмет КНИГА.

Книга -  это система. Что такое книга? Это предмет передающий информацию. Книгу читают. Приставим к слову книга «НЕ» - НЕКНИГА – это блокнот, записная книга, брелок в виде книги, флеш - карта…          Приставим «ЗАМ» - ЗАМКНИГА –  радио, телевизор,…МИНИКНИГА – книжки – малышки, игрушечные книжки… МАКСИКНИГА – фолиант. СУПЕРКНИГА – электронная книга.

Понятно, что задания предполагают умение читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору, устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто можно заменить слова рисунками.

«Составление небылиц».

Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.

 По своей сути, небылицы представляют собой небольшие рифмованные стишки, в которых ведется рассказ о каких-либо действиях или явлениях, которых не бывает в природе. И тем интереснее становится их слушать, представлять для себя иной мир, в котором имеет место быть подобное явление.

Многие русские писатели, особенно детские поэты, среди которых отличился и Корней Чуковский, настаивали на том, что небылицы – это, в первую очередь особенная детская интеллектуальная игра, благодаря которой можно развить гармонично своего ребенка. И как оказалось, они были правы, потому что дети могут играть не только, используя самые разные подручные средства, включая игрушки, машинки или куклы. Дети могут играть также весело, но своими мыслями. Небылица, по сути, является плодом фантазии и воображения, которое позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по-новому посмотреть на каждый предмет, сделать окружающий мир интереснее. К примеру, дети, используя самостоятельно составленные и придуманные небылицы, или используя уже где-то услышанные, могут изменять в своем воображении выбранные конкретные предметы, их функции, или же могут просто наделять любые вещи абсолютно новыми, не присущими, и не подвластными, признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры, и при этом можно проследить существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Методические рекомендации по составлению небылиц.

 Вначале проводится игровое упражнение «Придумай рифму».

Взрослый объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. Пример: носок, пирог, цветок и т.д.  Далее он предлагает детям  составить стишок. Записывает  рифмованные слова в третью колонку таблицы. Затем заполняет оставшиеся колонки.

Таблица для составления небылиц.

Предмет или имя человека

 Действие

Предмет

Бабушка

вяжет

носок

Мама

печет

пирог

Дочь

поливает

цветок

Взрослый вместе с детьми читает стишок и предлагает придумать небылицу, поменяв слова местами.

Пример №1.

Бабушка  вяжет пирог.

Мама  печет цветок.

Дочь поливает носок.

Пример№2.

Бабушка печет носок.

Мама  вяжет цветок.

Дочь поливает пирог.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие задания можно начинать  с детьми  4-5 лет. В процессе составления стишков взрослый должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.

Играйте с детьми на равных, поощряйте их ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Список использованной литературы.

Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. «Учимся системно думать». Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук . Ульяновск, 2001. 52 с.

Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в  детском саду». - М.: изд. РАО, 1994 

Эльконин Д.Б.  «Психология и педагогика игры дошкольника» . - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.

Григорович Л.А. « Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте». Журнал практического психолога. 1996. №3.

Григорович Л.А. «Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности». Ж. Школа, М., 1997, № 2., с. 49 – 53.

Корзун  А.В. «Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Минск, 2000 г. 97с.

Родари Д. «Грамматика фантазии: введении в искусство придумывания истории». - М., 1978.

Нестеренко А.А. « Страна загадок». Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.

Шрагина Л.И. «Логика воображения» изд. Народное образование, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи дошкольников».

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личнос...

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Статья на тему: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.  Главная идея его теории - технические решения...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессовТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную прогр...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессовТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную прогр...