Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.
методическая разработка по теме

Богданова Елена Николаевна

Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания.  Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender.docx27.35 КБ
Файл velichie_nebolshikh_razlichiy.docx33.84 КБ
Office presentation icon gendernoe_sobranie.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, можно, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять ролиМальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда а нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Все это и послужило поводом нашей сегодняшней встречи. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.

Итак, В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Давайте рабберем различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.(читать со слайда 4 мальчики-девочки)

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.[4]

Чтобы понять, какая из подструктур мышления преобладает, для этого надо ответить на очень простой вопрос: Что изображено на рисунке? (Необходимо выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов. Номер ответа соответствует доминирующему способу мышления.) (Слайд5)

  1. Замкнутые фигуры на листе бумаги.
  2. Тоннель.
  3. Маленький, средний и большой квадраты.
  4. Три четырехугольника.
  5. Комбинация квадратов, лежащих один на другом.
  1. Топологический тип мышления – в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности. Для них неважно, какая именно фигура изображена (квадрат, куб, четырехугольник), для них важно, что эта фигура замкнута. Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить. В речи часто пользуются словами: постоянно; плавно; свободно; вокруг; ограниченно; внутри; рядом; около; вместе и др. Этот способ мышления и поведения характерен для девочек.
  2. Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества. Они обычно употребляют слова: если посмотреть; по-моему; с моей точки зрения.
  3. Порядковый способ мышления – жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют логично, последовательно, любое задание выполняют по алгоритму. В речи упор делают на прилагательные, причастия и наречия. Развит больше у девочек.
  4. Метрический способ мышления – акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят считать все, что им попадается на глаза: деревья, машины, игрушки и др.
  5. Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это торопыги, которые не хотят подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать действия, поэтому часто ошибаются. В речи чаще употребляют существительные, метафоры, крылатые выражения, комбинированные слова. Преобладает у мальчиков.

На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние: (Слайд 6)

  • Особенности общения с ребенком

При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

- С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

Или слова, обращенные к мальчику:

- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: “Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)”

  • Способы поведения и игры

Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудкой – формируют порядковый и топологический способы мышления.

Игрушки, связанные с движением, преобразованием – формируют проективный тип мышления.

  • Детская литература и телевидение (Слайд 7).

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п, как на пример, так и антипример для подражания.

Слово воспитателю младшей группы

Слово воспитателю старшей группы

(Слайд 8)Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Слайд 9



Предварительный просмотр:

Величие небольших различий

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Страх подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации .
  • Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"

Выступление-презентация  педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....

Памятка для родителей "Величие небольших различий"

Из опыты работы по гендерному воспитанию дошкольников....

Величие небольших различий

Величие небольших различий  (мальчик, девочка)(памятка для родителей) ·       Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.·...

Величие небольших различий (памятка для родителей)

Рекомендации по вопросам воспитания детей с учётом их половой принадлежности....

Памятка для родителей "Величие небольших различий"

quot;Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравновешивать"  Ж. Руссо...

Памятка для родителей "Величие небольших различий"

Памятка для родителей, это напоминание о гендерном различии при воспитании детей, о взаимоотношениях с мальчикои-сыном, девочкой-дочкой....