Песокотерапия, как помощь родителям в воспитании и обучении ребенка.
консультация (младшая группа) по теме

Мухаматнурова  Сайра  Ибатовна

В статье рассказывается о  значении   песокотерапии  в воспитании и  обучении детей младшего  возраста.Даются краткие рекомендации родителям, как использовать  песокотерапию .  Также  перечислены  игры   с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл песокотерапия37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение

«Урайский специализированный Дом  ребенка ХМАО-ЮГРЫ

Консультация для родителей.

Тема « Песокотерапия как  помощь родителям в воспитании и обучении ребенка.

                                                        Подготовила

                                                         \воспитатель

                                                          Мухаматнурова Сайра Ибатовна.    

       

                                 Г.Урай 2014г.                                                            

                             

                               

Игра  с  песком   как  способ  развития  и  самотерапии  ребенка  известен с  древних  времен. Податливость песка  пробуждает  желание  создать  из  него  миниатюрную  картину  мира.  Человек  выступает  в песочнице  как   «созидатель»-один жизненный сюжет  меняет  другой,  следуя  законам  Бытия :все  приходит, и все  уходит,  нет  ничего  такого, что  было бы  непоправимо  разрушено,- просто  старое  превращается  в  нечто  иное, новое.  При  многократном  переживании  этого  ощущения  человек  достигает  состояния  душевного  равновесия.

    Игра  с песком- это  естественная  и  доступная  для  каждого  ребенка   форма  деятельности.

     Что  же  происходит  с  ребенком,  когда  он  играет  в  песок?  Часто  словами  ребенок  не  может  выразить  свои  переживания,  страхи, и  тут ему  на  помощь  приходят  игры  с песком.

    Проигрывая  взволновавшие  его  ситуации  с помощью  игрушечных  фигурок, создавая  картину  собственного  мира  из  песка,  ребенок  освобождается  от напряжения.  А  самое  главное, он «  приобретает бесценный  опыт  символического  разрешения  множества  жизненных  ситуаций,  ведь  в  настоящей  сказке  все  заканчивается  хорошо!  Этот  опыт  в  виде  « концентрата»  попадает  в бессознательное  ребенка(  тогда  как  глубинный  смысл  проигранного  на  песке  им  может  и  не  осознаваться).  Некоторое  время  бессознательное  активно  ассимилирует  новый  материал  в имеющуюся систему  миро  восприятия.   И  наступает  момент(  срок  для  каждого  индивидуален),  когда  мы  можем    заметить   в  поведении ребенка  определенные  изменения. Это  удивительно,  но  он начинает  применять  в  реальности  свой  « песочный»  опыт!   Таким  образом  осуществляется  «круговорот  переносов  в  природе»(Грабенко, Зинкеевич-Евстигнеева, 2001).

      Уже доказано,  что дети  которые  активно  играли  в детстве  в  песке,  чаще  вырастают  уверенными  и  успешными  взрослыми.

     Наблюдения  психологов  свидетельствуют  и  о  том,  что  именно  первые  совместные  игры   детей  в  песочнице  могут  наглядно  показать  родителям  особенности  поведения  и  развития  их    ребенка.

Родители  видят,  что  их  чадо  становится  излишне  агрессивным  или  робким   в общении  со  сверстниками- и это может  стать  поводом для  размышлений  о  сложившейся  у  них  системе  воспитания  ребенка.

И так,  что же такое  песочная  терапия?  Песочная  терапия   одно  из  направлений  в  разделе  арт-  терапии.  Песок- это удивительный, богатый своими  возможностями  материал,  податливый   и  способный  принимать любые  формы.

  Сухой  или  влажный- он  обладает  разными  свойствами, и  познавая их,  малыш  открывает  для  себя  новые  горизонты  развития. Например,  сухой  песок  дети любят пересыпать  из  емкости  в  емкость,  или  на  землю,  наблюдая  за  этим  нехитрым, но  завораживающим  процессом.  Из  влажного  плотного песка- можно  делать  куличики,  строить  целые  замки,  мосты  и  города- играя  в  них  небольшим  фигурками.  Ребенок  учится  различать  и  пользоваться  двумя  этими  состояниями  песка, и  вот он  уже  сам добавляет  в  сухой  песок  воду  и  делает  массу,  пригодную  для  строительства.

Основные этапы  становления у  ребенка  игры  с песком.

  «А! Какой замечательный  пирог  у  нас  получился!» Удар,  еще  удар  и  от  построенного  с любовью пирога  остались  одни  руины…  Вы в  замешательстве,   а  малыш  заливается- смеется, и.О! Ужас!- направляется  к  творениям  других  детей,  намереваясь повторить  свой  опыт.

Остановите ребенка,  чтобы  не  расстраивать  других  « строителей»,  но  ругать и  читать  нотации  ему не  стоит. Почему?  Вы  не   выиграете  в  этих  случаях, такое « неадекватное»  поведение -вполне  нормально, и  даже  соответствует  задачам  развития  в  этом  возрасте.  Сейчас  ребенок  не  только  пытается самоутвердиться(наконец выйти  из  пассивной  роли  малыша,  которого постоянно контролируют  взрослые),  но  и  самостоятельно  на  практике  познать,  установить  контроль  над  реальностью,  постичь  законы Бытия:  созидание  и  разрушение.

Почему  это происходит: «Противоправные  действия»  вызывают  бурные эмоции  у  окружающих- к личности  малыша  проявляется недюжинное  внимание и так  он  всего  лишь  пытается  установить  социальные  связи  с  другими  детьми!  Он    пока не  может  делать это по- другому.  Он еще  не  умеет  играть  вместе  с  другими  детьми,  поэтому  ему  не  остается  ничего  другого,  как  играть против  них.  Отрицая  и  разрушая- он чувствует  себя  автономным  и  самостоятельным! Ведь  он  умеет  это  делать очень хорошо

   Так  что же  делать,  если  ребенок  стремится  крушить  песочные  постройки  других  детей?

    Отвести  ребенка от  песочницы  и занять  его  другим  делом?

 Не  нужно  так  делать только  потому,  что  это  скорее всего  произойдет  против  желания  малыша,  ему  так  или  иначе-  нужно  получать  опыт в  работе  с  песком  и  общаться  со  сверстниками.

   Присоединяйтесь  к  играм  вашего  крохи  с  песком!  Станьте  партнером:  стройте и  ломайте  вместе- радуясь  тому  и  другому!  Попутно  обязательно  объясните  малышу- что ломать можно  только то- что  построил  сам,  а  также  по  специальному  разрешению  других   «собственников»  песочных  построек.  Этих  разговоров  не  избежать.  Вам  следует  быть  тверже и  постоянно  напоминать  ребенку  об  этих  правилах  игры:  научить  его  уважать  чужой  труд  так же,  как  его  собственный.  Вряд  ли  ему  будет  по  душе- если  кто-то  сломает  его  куличик.

  В  песке  ребенку  лучше  всего  играть,  используя  игрушки  для  песка-песочные  наборы:  формочки, ведерки, лопатки, грабли  или  даже небольшую  тачку, машинку-грузовик-  перевозить песок  с  места  на  место.  Хороши  также песочные  мельницы:  те  самые, в которые  сверху  засыпается   сухой  песок,  и  падая  вниз -вращает  игрушечные  лопасти.  Это  самые  настоящие  динамические  игрушки -со  всеми   их  полезными  для  развития  малыша  свойствами!

   Малышам   от года- полутора-  трудно  справиться  с увесистым  ведерком  песка- поэтому,  лучше  всего  для  строительных  работ  подойдут  небольшие  формочки,  хорошо  помещающиеся  в  руку.

  Покажите,  как  их  наполнять  и переворачивать-  чтобы  делать  красивые  фигурки  из  песка.  Фигурки  рассыпаются?   Ничего  страшного- главное-  кроха  сделал  сам  , а с опытом  придет  и  умение делать их  более прочными  и  аккуратными. А  пока  он  будет  повторять  вновь и  вновь эти  действия, пока не  отточит  свое  мастерство.

Увлекательная  игра  с  песком  для  малышей- пряталки.  Кроха  с  радостью  будет  прятать  в песке  свои  игрушки,  чтобы  вы  их  находили, и  наоборот- с  удовольствием  искать  и   находить  то, что  закопали  вы.

 Дети  постарше(2-3 года) могут  вполне делать большие  торты  и  замки-  с  помощью  игрушечных  ведерок. Их  можно  украшать:  выкладывая  из  камушков  мозаику,  листиками и  цветами,  равномерно  присыпать сверху «  сахарной  пудрой»-сухим  песком.  Добавить воды-  и  в  ведерке  замесилось  тесто,  из  которого  можно  делать «пирожки», или  варить   « кашу». Выкладывая  такое  тесто  на  бортик  песочницы  и  позволяя  ему  подсохнуть- получаются  « зефирки»  замысловатых  форм.  А может, с помощью  камешков, скорлупок,  палочек  и  веточек,  ребенку  интересно  будет  создать  мозаичный  узор   на  песке  или, не  без  вашего  участия- построить  целый «  природный  ландшафт»  с  деревьями,  горами  и каменными  тропинками.

       Песочная  терапия  играет  большую  роль  также  в  регуляции  мышечного   тонуса, для  снятия напряжения  с  мыщц  пальцев  рук  , и для  совершенствования  мелкой  моторики.  Можно  выполнять такие  упражнения:

- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно  то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Песочные  игры  вполне  можно  организовать и дома. Пусть летом  этого  ребенку и на  улице  хватает,  но  на  зиму  надо  запастись  песком. Импровизированную  песочницу  легко  устроить  с помощью  тазика  или  пластикового ящика,  в который  насыпается  просеянный, промытый и  прокаленный  в  духовке песок.

И так,  играя  с  песком у  ребенка ,во-первых, существенно  усиливается  желание  узнавать  что-то новое, экспериментировать и  работать  самостоятельно.

Во-вторых,  играя  с песком , мощно  развивается  тактильная  чувствительность,  как  основа  развития «ручного интеллекта».

В-третьих,  играя с песком у детей развиваются все  познавательные  функции(восприятие, внимание, память, мышление), а  также  речь  и   моторика.

В-четвертых, совершенствуется  развитие предметно-игровой  деятельности, что в дальнейшем  способствует  развитию  сюжетно-ролевой  игры  и  коммуникативных  навыков  ребенка.

В-пятых, песок, как и  вода,  способен «заземлять»  отрицательную  энергию. Это его свойство  востребовано в первую  очередь  в работе с «особыми»  детьми.

Недаром у  некоторых народов  перед  храмом стоят  чаши с  песком  и  водой,  чтобы человек перед тем, как  общаться с высшими силами, очистился  духовно  и  телесно.

Таким образом, жизнь человека  как общественного существа  начинается с игр  в песок, и на  склоне лет человек, занимаясь с землей, обретает душевное  равновесие  и  спокойствие, находит гармонию  с миром и с самим собой.

Литература:

«В гостях у песочной Феи»  Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук.

Издательство  «Речь»,2011.

ухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое. Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

Детям постарше для исследования песка можно датьлупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.Игры с песком - ведро и формочки

Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.

В другой раз возьмите с собой на прогулку набор 

игры с песком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок в 5-7 летнем возрасте (помощь родителям в воспитании ребенка)

С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. К этому времени у него уже сформирована способность, воображать и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Он может предст...

Помощь родителям в воспитании правильного звукопроизношения у детей

Помощь родителям и логопедом при коррекции звукопроизношения...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"

Цель данного семинара-  практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспи...

Рекомендации  от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения...

Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей

В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий. Представлени...