Материал для родителей
консультация на тему

«Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания»

Цель: оказать помощь родителям в становление речи у детей раннего возраста в условиях семьи.

Уважаемые родители! Вы знаете, что важным фактором развития ребенка является внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которых малыш живет и развивается. Сегодня я хотела бы остановиться на воспитании ребенка раннего возраста, в частности на становлении его речи и как под воздействием воспитания и обучения формируются его отношения с обществом.

От чего же зависит своевременное становление речи?

Прежде всего, от врожденных задатков ребенка, благополучного органического фона, состояния здоровья (созревание нервной системы, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.)
Основы развития речи закладываются с первых месяцев жизни ребенка, к ним относятся:

- Развитие зрительного и слухового внимания, голосовых реакций, артикуляционной моторики, формирования первых связей между двигательным, кинестетическим и слуховым анализаторами.
- Появление гуления, лепета, способствующих формированию речевого дыхания, слухового контроля, речевого подражания.
- Своевременное двигательное развитие: сидение, ползание, ходьба, совершенствование функций рук; умение захватывать и удерживать предметы (уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от состояния тонкой пальцевой моторики).
- Освоение неречевых движений: сосание, глотание, жевания (если ребенок не может сомкнуть губы, поднять язык, жевать, то у него, скорее всего, возникнут проблемы с артикуляционными движениями).

Задержка в становлении движений и сниженный интерес к окружающему негативно влияют на речевое развитие.

- Восприятие, ориентировочные действия (действия руки, ощупывающей предмет, движения обследующего этот предмет глазами и др.) у маленького ребенка весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываются неполными и неточными.

Развитие и совершенствование этих действий происходит постепенно, на протяжении всего дошкольного детства.

С первых месяцев жизни надо стимулировать младенца в приобретении чувственного опыта, направлять способности ребенка на обследование окружающих предметов с помощью зрения, слуха, движения рук. Эти воздействия должны осуществляться систематически в процессе ежедневного ухода за ним, постепенно усложняясь в зависимости от уровня психофизического развития и возраста. Близкие взрослые, ухаживающие за ребенком, постоянно разговаривая с ним, воздействуя не только выразительностью голоса, но и мимикой, движениями, вкладывая предметы в руки малыша и комментируя действия, обозначая предмет, способствуют формированию у него потребности речевого общения, развивают понимание обращенной речи.


Для своевременного становления речи детей близким взрослым необходимо наладить эмоциональное общение взрослого и ребенка в процессе овладения им предметными действиями, общение, постепенно перерастающее в сотрудничество. В содержательном общении ребенка со взрослым происходит овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»; орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.д., познание свойств и качеств предметов, закрепленных в человеческом опыте, меняется содержание и характер деятельности. Вы ставите перед ними те или иные задачи, показываете способы их решения, называете действие. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняем мыслительный процесс ребенка, даже не владеющего разговорной речью. Включаясь в практическую деятельность ребенка речь, сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Перестраивая свое поведение на основе предметной деятельности и речи, ребенок не только осваивает новые формы отношения к внешнему миру, но и вырабатывает незнакомые ему ранее виды регуляции поведения, формирует новые функциональные системы, позволяющие ему овладеть иными формами восприятия и запоминания, видами мышления, способами организации произвольных действий.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи взрослого как основному средству его общения с ребенком. В связи с развитием понимания речи слова взрослого теперь не только привлекают внимание ребенка к предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Эту функцию речь взрослых начинает выполнят потому, что в ней, с одной стороны, формулируется задача (принеси, поставь, закрой), а с другой стороны – указывается способ выполнения действия (держи ложку так, возьми в эту ручку, сначала поставь, потом закрой). 
Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

Известно, что развитие речи тесно связано с развитием восприятия, мышления. Обучая малыша обследованию предмета (рассматривание, выслушивание, ощупывание), взрослые обогащают его чувственный опыт, который необходим для формирования представлений. Мышление ребенка раннего возраста осуществляется с помощью слов, при посредстве которых обобщается накопленный опыт и возникает возможность оперировать знаниями о предметах. Чтобы осуществить подготовку к мышлению, необходимо организовать предметную деятельность малыша, сопровождая ее словесными обозначениями предметов, игрушек, их свойств и качеств. Слово обобщает, т.е делает то, чего не дает чувственный опыт и что сам ребенок не в состоянии выделить в предмете, явлении. взрослые помогают малышу использовать накопленный чувственный опыт в предметных действиях, рисунке, лепке, активизируют то, что было воспринято в наблюдении и обследовании. Целенаправленное, систематическое воспитание и обучение ребенка обеспечивает соотнесение чувственного опыта с овладением словом, речью.

Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи.

Малыш, лежа в коляске или ползая на полу, не только «разговаривает» сам с собой, словно пробует разные звуки, но и при обращении к нему внимательно глядит на губы взрослого, сосредоточенно слушает, пробует повторять. При этом малыш в такой совместной, опредмеченной через звук деятельности:

- открывает для себя звучание разных слов
- узнает, что каждый предмет имеет не только свое назначение, но и свое название
- постепенно научается слушать и понимать речь
- понимает, что слова в предложении связаны между собой.

Т.образом, ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, откликается на имя, выполняет простые просьбы. Так постепенно происходит переход от ситуативной речи, включенной в действие, через многозначность детских слов к первым функциональным обобщениям.


Одновременно совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активная речь ребенка. Речь взрослого активно включается в усвоение ребенком предметных действий: она привлекает внимание ребенка к предмету, формирует задачу, руководит способами выполнения этой задачи.

На начальном этапе нужно учить малыша соотносить одинаковые по заданному признаку (цвет, форма, величина ит.д.) предметы с помощью примеривания (наложения, соединения двух предметов) фиксируя идентичность признака словами(такой, не такой) и называя признак (правильно, это такой, красный). Ребенка учим воспринимать слово вместе с предметом, действием, признаком. Затем это слово следует многократно повторять, чтобы оно стало постепенно значимым, соотнесенным с предметом. В последующем ребенок может пользоваться этим словом в общении.

Следующий этап направлен на формирование умения вычленять заданный признак на разных предметах (красный шарик из шариков синего и красного цвета; размер из двух размеров). Связь слова с предметом надо подкреплять, т.е. использовать наглядную опору при его назывании. Особое внимание уделяется называнию признака, нахождению по просьбе взрослого предмета с заданным признаком (принеси красный шарик, строим башню из маленьких кубиков. Затем включается задание, направленное на развитие умения чередовать предметы с заданным свойством (строить дорожку из красных и синих кирпичиков: красный -синий - красный- синий). Постепенно сенсорный опыт ребенка входить в его обобщенные знания и представления, он учится различать цвет, форму, величину. При общении с малышом помните, что ваша речевая инструкция должна быть четкой и простой. Вначале вы фиксируете в речи все совместные действия, затем самостоятельные действия малыша, даете им оценку, вводите новые лова, даете образец произнесения простых слов и фраз.

Итак, ваша речь – это констатация факта, и сопровождение действия, и побуждение к действию, и регуляция деятельности ребенка, и оценка результатов его деятельности. Кроме того, словесной оценкой вы передаете различные оттенки эмоционального отношения к совершаемому ребенком действию.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что поначалу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Но если мама, хорошо понимая выражение глаз ребенка, его жесты, сейчас же отвечает на них действием, у ребенка тормозится потребность в речевом общении. В такой ситуации необходимо быть максимально терпеливой в ожидании словесного или звукового ответа. При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Но специальные наблюдения показывают, что правильная организация условий жизни и общения позволяет ускорить ее появление. Вызывать речевую активность малыша следует учитывая его потребности. Для ребенка раннего возраста основная потребность – игра с предметами, игрушками в совместной со взрослым деятельности. На 2м году жизни у малыша появляются первые осознанно произносимые слова. В это время потребность в общении можно вызвать специальной организацией условий жизни и воспитания ребенка, созданием «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения к окружающим.

Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи.

При этом нужно помнить, что на данном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки и потребность к речевому общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....