Консультация для родителей "Знакомимся с лепкой"
консультация по теме
Рекомендации для родителей: значение лепки, виды лепки, приемы работы и способы лепки, используемые материалы и техники, последовательность выполнения работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Под понятием «лепка» обычно имеется в виду изображение объемных предметов из пластичных материалов.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепные фигурки как настоящие: их можно трогать, рассматривать, изменять по своему желанию, а самое главное – с ними можно играть. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции, а лепные картинки или интерьерные поделки украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка – это не только забавные игрушки, но и радость совместного общения.
Основным инструментом в лепке является рука, вернее обе руки, поэтому этот вид деятельности наиболее доступен для самостоятельного освоения детьми. Сравнивая лепку с рисунком, можно сказать, что у ребенка дошкольного возраста, как правило, предметная лепка получается значительно лучше, чем изображение предмета на бумаге, так как, работая с пластичным материалом, ребенок чувствует объем, форму и ему легче сопоставить пропорции.
В процессе лепки у детей развиваются мелкие мышцы кисти руки - работа кончиками пальцев делает их более гибкими и чувствительными; дети учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, а также совершенствуются конструктивные навыки.
Занятия лепкой знакомят ребенка с различными свойствами пластичных материалов, с представлениями о форме и объеме, с построением и пропорциями объектов, у него формируется точность движений и глазомер.
В процессе создания детьми лепных поделок развивается воображение: шарик из пластилина может оказаться мячиком, яблоком или апельсином, а колечко - рулем или баранкой. Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок получает эстетическое наслаждение.
Лепка вырабатывает усидчивость, терпение, умение планировать работу и доводить ее до конца.
Для лепки можно использовать любые пластичные материалы: пластилин, глину, тесто, снег, влажный песок. Несложно и подготовить рабочее место: стол можно застелить клеёнкой или положить дощечку для лепки, на пол тоже лучше положить клеёнку или газету, чтобы упавший пластилин не размазался по поверхности, а закончив работу, протереть руки ребёнка сухой тряпочкой, а затем вымыть тёплой водой с мылом.
В процессе лепки детей следует обучать приемам работы с пластичными материалами:
делить (ломать) целый кусок на части - по количеству и размеру частей задуманного предмета;
отщипывать небольшие кусочки от большего – для лепки мелких деталей (глазки, носик);
раскатывать между ладонями прямыми и круговыми движениями (палочки и шарики);
сплющивать объемную форму между ладонями и пальчиками (из шарика – лепешка);
вдавливать пальчиками – делать углубление в форме (чашечка);
оттягивать пальцами часть фигурки (хвостик у птички);
прищипывать (сжимать) пальчиками небольшую часть фигурки (клюв, ушки);
прижимать – скреплять отдельные части фигурки между собой;
примазывать, сглаживать части фигурки для лучшего соединения и выразительности поделки;
делать налепы и процарапывание – обычно используют для декоративной лепки.
Для изображения объемной формы используют разные способы лепки:
Конструктивный способ - лепят отдельные части предмета и соединяют их в единое целое. Работу выполняют в определенной последовательности: сначала делят материал на нужное количество частей, затем каждой части придают нужную форму, после этого соединяют части предмета в единое целое: к крупным деталям присоединяют более мелкие.
Пластический или скульптурный - лепят из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
Комбинированный способ - это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска.
Рельефная лепка – это лепка не объемных фигурок, а плоских лепных картин с выпуклым изображением. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге, затем лепить детали и прикреплять их к картине – придавливать, примазывать, разглаживать.
В работе с детьми дошкольного возраста, как правило, используют три вида лепки – предметную, сюжетную и декоративную.
Предметная лепка – это создание отдельных предметов. Дети с интересом лепят разные фигурки, но как правило передают лишь наиболее яркие признаки, поэтому важно научить детей умению изображать в лепке не только основную форму предметов, но и детали.
Сюжетная лепка – это создание различных композиций их отдельных фигурок. Этот вид лепки, как правило, используют в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок должен обладать не только умением изображать предметы и задумывать сюжет, но и определенной усидчивостью. Сюжетная лепка требует долгой и кропотливой работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, связать фигуры между собой изображением действий, дополнить деталями. Сюжетом могут служить знакомые эпизоды из окружающей жизни и личного опыта ребенка, сказок, рассказов.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений. Выразительность декоративной лепки зависит от умения ребенка украсить свою работу, обращения с инструментом, продумывать эскизы, различным приёмам лепки. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.
Знакомить с лепкой следует постепенно.
Сначала детей знакомят с материалами и их свойствами - детям интересна трансформация, происходящая с пластилином – из шарика получается лепешка, из лепешки тарелочка и т.д.
Затем взрослый лепит для детей: на глазах у ребенка появляются различные фигурки знакомых предметов – мячик, тарелочка, бублик и др., что стимулирует их на собственную деятельность.
Лишь после этого детей начинают обучать самостоятельной лепке – это простые фигурки из одной или нескольких частей, знакомят с различными приемами лепки, а также умению аккуратно обращаться с пластилином. Взрослый лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.
Постепенно тематика обогащается, приемы лепки усложняются, у детей все чаще проявляется самостоятельность в выполнении работы. Ребенок получает удовольствие от того, что собственными руками создает задуманные образы, и не важно, что фигурка получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.
Дети очень любят лепить. Чаще всего они лепят предмет, с которым потом можно поиграть. Предоставьте детям свободу в том, что они захотели сделать: слепить предмет или просто поиграть, поэкспериментировать с пластичным материалом.
Лепка – это интересное, полезное и доступное каждому ребёнку занятие. Освоив это занятие, ребенок почувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир.
Список литературы:
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
- Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Воронеж, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по лепке № 1
Цель: познакомить родителей с различными материалами для лепки...
Консультация для родителей по лепке № 2
Цель: познакомить родителей с различными способами лепки...
Консультация для родителей по лепке № 3
Цель: научить родителей поэтапно лепить животных на примере собаки...
Консультация для родителей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не...
Консультация для родителей "Способы лепки "
Презентация...
Консультация для родителей: "Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста"
Значение лепки в дошкольном возрасте: знакомство с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, формирование навыка работы двумя руками, скоординированность движений, развитие мышления, глазомер...