Времена года - прогулки с детьми
консультация по теме

Цветкова Юлия Владимировна


Рекомендации для родителей - наблюдения с детьми в природе в разное время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_s_detmi_zimoy.docx31.86 КБ
Файл progulka_s_detmi_vesnoy.docx23.37 КБ
Файл progulka_s_detmi_letom_.docx19.02 КБ
Файл progulka_s_detmi_osenyu.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМА

Наступила зима. Разнообразны и интересны наблюдения в это время года. Зимой дни короче, солнце светит мало и не греет. Обратите внимание на приметы зимы, название зимних месяцев. По дороге в детский сад наблюдайте с ребенком за погодой, зимними явлениями: снегопад – снег падает хлопьями, снежинками, «колючий» снег при сильном ветре; метель; поземка, оттепель. Интересно наблюдать зимнее небо: звезды, луну.

Расскажите детям о жизни животных и растений зимой. Животные впадают в спячку (еж, медведь и др.); меняют окраску меха; птицы прилетают к жилью человека; люди делают кормушки и подкармливают птиц зерном, крошками, салом, семечками. Воспитывайте у ребенка бережное отношение к деревьям и кустарникам, так как ветки у них зимой хрупкие. Расскажите о значении снежного покрова в жизни растений.

Обратите внимание детей на следы на снегу: человека, птиц, домашних животных, санок, лыж.

Водоем так же интересен для наблюдений. Он покрывается льдом. Лед холодный, прозрачный, твердый, скользкий. Стоячая вода замерзает быстрее, чем проточная, объясните ребенку почему. Расскажите детям, что зимой жизнь в водоеме не прекращается, подо льдом живут рыбы, рыбаки делают во льду проруби и ловят ее.

Зима внесла изменения и в жизнь человека. Взрослые и дети надели теплые вещи: шубы, теплые шапки, варежки, зимнюю обувь. Дети катаются на лыжах, санках, на коньках по льду, строят снежные горки, крепости, лепят снеговиков, играют в снежки.

Зимой люди убирают снег с тротуаров и дорог.

ПРОГУЛКА ЗИМОЙ

Прогулка в парке. Познакомьте детей с разными видами деревьев – береза, сосна, ель, дуб, рябина. Рассмотрите, чем похожи, а чем отличаются разные деревья, рассмотрите ствол, ветки, листву (хвою). Побеседуйте с детьми на темы: какие мы знаем деревья; как мы узнаем что это дерево; сравнение деревьев; различение дерева и кустарника.

Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления.

Наблюдение за снегом. Какой снег? Придумайте как можно больше слов вместе с детьми. Понаблюдайте за падающим снегом.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала.

Понаблюдайте за вьюгой, метелью.

Ой, ты вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила.

Ребенку интересно видеть, как огромные вихри снега переносятся ветром с места на место. Проведите с детьми опыт: снег в тепле становится водой, вода грязная от пыли с улицы.

Следы на снегу. Напечатайте с детьми следы на снегу. Поиграйте в игру «Угадай, чей след на снегу?».

Рассмотрите на окнах узоры в морозный день.  

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет.

Понаблюдайте за снежинками. Рассмотрите снежинки через лупу.

Наблюдение за льдом. Сходите с детьми к замерзшему водоему.

Голубое озеро затянуло льдом,

Окна заморозило, забелило дом.

Какой он: холодный, ломкий, хрупкий, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий, твердый, тает. Рассмотрите с детьми сосульки.

Я когда сосульку ел, было очень вкусно.

А когда я заболел – стало очень грустно…

Проведите с детьми опыт: вода на морозе становится льдом. Покажите детям приготовление окрашенного льда. Поиграйте с разноцветными льдинками. Проведите с детьми опыт: лед в тепле становятся водой.

Понаблюдайте за ветром.

Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл –

И вот сама идет волшебница зима.

Какой он? Посмотрите, как от ветра качаются деревья.

Наблюдение за погодой: мороз, оттепель, снегопад, солнечно, пасмурно, облачно. Что такое – гололед?

Не идется и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается. Почему никто не радуется?

Наблюдение за небом: цвет неба в разную погоду и время суток, солнце, облака, тучи, луна, звезды.

Наблюдение из окна: за погодой, играми детей, птицами и т. д.

Мама, глянь-ка из окошка,

Знать, вчера недаром кошка умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело

Посветлело, побелело – видно есть мороз.

Не колючий, светло-синий по ветвям развешен иней…

Разгадывайте с детьми загадки о зиме. Читайте художественную литературу о зиме, разучивайте стихотворения.

Рассмотрите с детьми птиц: воробья, синицу, снегиря, голубя, галку, ворону. Покормите с детьми птиц. Побеседуйте с детьми о птицах: вспомните, каких знают птиц, почему их называют птицами (отличительные признаки), чем питаются птицы.

Слепите вместе с детьми снеговика, рассмотрите его, придумайте про него интересную историю.

Обратите внимание на одежду людей зимой. Какую одежду носят люди и почему (название одежды, цвет, части одежды, взаимосвязь с погодой – на улице холодно, надо теплее одеваться).

Понаблюдайте за работой дворника, за уборкой снега машинами. Очистите вместе с детьми дорожки, скамейки на детской площадке  после снегопада.

Обратите внимание детей на то, как красиво украшен город к новогоднему празднику. Выучите названия зимних месяцев.

СНЕГ

        

Дети всегда радуются снегу.

 Утром кот принес на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится легкий, новый

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,-

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок,

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе!

Обойдите с ребенком знакомые места, где вы гуляете обычно, рассмотрите, как красиво снег украсил сквер, деревья, как блестит на солнце.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Посмотрите с малышом, где лежит снег: на заборе, на ступеньках и т.д. Спросите ребенка, что можно сказать про снег, какой он. Если затрудняется ответить, подскажите (белый, пушистый, холодный и т.д.). Придумывайте как можно больше слов.

Если будет идти снег, понаблюдайте, как он кружится в воздухе.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Предложите поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. На руке снежинки быстро тают от тепла.

Белая, узорная, звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Рассмотрите снежинки на рукаве, как они красивы. Загадайте ребенку загадки про снег, снежинки.

В безветренный, морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки.

Если во время прогулки сильный ветер, то снежинки нельзя рассмотреть – летит сплошная снежная пыль. Это ветер обломал у снежинок их красивые лучики.

Иногда летят целые хлопья снежных пушинок, особенно когда нет мороза. Они состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг.

Дети часто спрашивают, откуда идет снег. Предложите ребенку подумать, откуда идет дождь летом и осенью – из дождевых туч. А сейчас холодно, капельки воды замерзают, и падает снег. Обратите внимание ребенка, что снег идет в пасмурную погоду из снеговых туч.

Снег пушистый, серебристый легким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.

Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что это снегопад, и спросите, как он думает, почему его так назвали люди. После снегопада посмотрите, какие сугробы намело во дворе.

Обращайте внимание ребенка на свойства снега в разную погоду: в оттепель снег липкий, хорошо лепятся снежки; в мороз снег сухой, рассыпается, снежки лепить нельзя. Обратите внимание, как хрустит снег под ногами в сильный мороз.

Иногда дети пытаются взять снег в рот. Покажите ребенку, что снег грязный. Для этого наберите с ребенком немного снега и положите в белую чашку. В помещении снег растает и на дне останется грязная вода. Объясните, что снег, падая, забирает из воздуха пыль и увлекает ее на землю. Потому воздух зимой очень чист.

Гуляйте зимой с ребенком в любую погоду и подумайте над тем, как сделать прогулки интересными и полезными.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Прогулка никогда не покажется скучной ребенку, если вы вместе с ним будете играть и трудиться, наблюдать за зимней природой.

Большое значение имеет одежда ребенка во время прогулки. Для прогулок зимой лучше надеть легкую теплую куртку или комбинезон, который не сковывают движений ребенка. Не укутывайте ребенка, ведь он постоянно в движении и слишком теплая одежда может только навредить.

Зимой самое интересное – снег.

Он является хорошим материалом для игр и труда детей во время прогулок во дворе.

Его можно собрать с детьми в кучи и  делать различные постройки и сооружения: горка для кукол, большой дом, забор, снежный вал, дорожки и т.д. Интересные игры получаются, если использовать фигурки людей и животных.

Хорошо кататься на ледяных   дорожках.

Детям очень нравится играть в снежки. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие в ней. Она развивает ловкость, воспитывает смелость, способствует сближению детей между собой. Одновременно дети познают свойства снега.

Полезно для детей метание в цель снежков. При этом укрепляются все мышцы тела, и развивается глазомер.

Посетите с детьми каток. Покажите, как блестит лед, обратите внимание, как плавно и легко скользят на коньках дети и взрослые. Если ребенок захочет, можно научить его кататься (рекомендуется учить кататься с пяти лет). Но сначала посоветуйтесь с врачом.

Полезным для здоровья детей является также хождение на лыжах. Ребенок становится более ловким, движения его координированными, повышается выносливость детского организма. Учите детей ходить на лыжах постепенно, вначале без палок. Так же имеет значение подбор лыж и одежда.

Катание на санках. Его можно разнообразить заданиями: прокатить игрушку между постройками, катание с большой снежной горы, катание детьми друг друга по очереди. Хорошо, когда ребенок уступает свои санки другому; скатывается с горы вместе с малышом, чтобы тот не боялся, помогает ему втащить санки на гору.

Во время оттепелей идет строительство: снежная крепость, снеговик, фигурки животных.

Снеговик ты, снеговик. С детства к холоду привык!

Ты надел кастрюлю ловко, из углей твои глаза,

Нос твой – красная морковка, твоя гордость и краса.

Снеговик ты, снеговик. С детства к холоду привык!

Хорошо раскрасить постройки красками, смешивая их с водой и снегом.

Можно в разных формах (крышки от банок, формочки и др.)  заморозить подкрашенную воду и из разноцветных льдинок выложить разные узоры, украсить постройки, прокатывать льдинки по ледяным дорожкам лопаткой, бегать, держа льдинки на лопатке и стараясь не уронить их, скатывать с ледяной горки.

Следы на снегу. Маленький ребенок любит «печатать» следы, а потом рассматривать их.  Когда выпал снег, можно следами сделать различные рисунки: елочка, круг, домик и т.д. Сначала покажите детям сами, а затем предложите протопать также ребенку.

След в след. Когда большие сугробы, пройдите сами, а затем предложите ребенку пройти по вашим следам.

Рассмотрите следы птиц и зверей на снегу.

Наблюдайте за играми других детей, рассказывайте, задавайте детям вопросы.

Наблюдайте за работой зимой на улице, что и для чего делают. Дворники очищают от снега тротуары. Они очищают снег и посыпают лед песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, посмотрите с ребенком работу снегоочистительной машины.

В своих играх дети отражают впечатления от окружающего, знания, почерпнутые из разговоров с взрослыми, прочитанных книг. Присмотритесь к играм детей, обогащайте их рассказами, советами, участвуйте в играх вместе с детьми.

ЗИМНИЙ  ВЕЧЕР

Родители знают, что, если погулять с ребенком вечером, он крепко спит, хорошо высыпается и на следующий день не капризничает. Но некоторые родители недооценивают вечерние прогулки, сидят перед телевизором целый вечер вместе с ребенком или находят другие причины, чтобы не идти гулять.

А между тем вечерние прогулки имеют большую ценность, прежде всего для укрепления нервной системы ребенка. Полутьма, тишина, движения на воздухе, близость с родителями, которых ребенок не видел целый день – все это действует на ребенка положительно. Во время прогулки ведутся разговоры с ребенком. Он рассказывает папе и маме, что произвело на него впечатление за этот день, что видел интересного, что делал, с кем играл. Очень важно, чтобы ребенок привыкал с детства делиться с вами своими мыслями, зная, что получит ответ на любой вопрос.

На прогулке вечером все кажется иным. Если ребенок боится темноты, приучайте его преодолевать это чувство. Он видит, что вокруг спокойно гуляют люди, так же как и днем, двигаются трамваи, автобусы и никто ничего не боится.

Ребенка обычно поражает вид глубокого, темного неба. На темном небе хорошо видно луну. Покажите ее в разные фазы и объясните, что это все одна луна, только называют ее по-разному: месяц, когда видна только часть, луна, когда видно всю. Отмечайте цвет луны. Зимой луну можно видеть и утром.

Еще на небе ребенок видит звезды. Обратите внимание малыша на то, что их много, на их сияние. Лучше видны звезды в морозные вечера, так как воздух более чист и прозрачен.

Рассматривая вечернее небо, приучайте ребенка замечать и движение облаков, которые порой закрывают луну.

Иногда по небу плывет красная звездочка – это летит самолет.

Полезна вечерняя прогулка и тем, что ребенок приучается ориентироваться в пространстве. Знакомые предметы, такие обычные днем, вечером представляются совсем другими. Деревья выглядят совсем черными, ветви длинными. Освещенные фонарями, они бросают затейливые тени на дорожки.

Ребенку в зависимости от возраста можно дать разные поручения: найти скамейку, где он играл днем; угадать по очертаниям дерево, мимо которого вы проходите и т.д. Предложите ребенку прислушаться и сказать, что он слышит вокруг: поехала машина, лает собака, слышны голоса людей и др. Обратите внимание, что вечером не слышно голосов птиц, они уже спят.

Будьте внимательны и активны, и тогда вечерняя прогулка покажется интересной и вашему ребенку, и вам.

РАСТЕНИЯ

Красив зимой мир растений.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Пойдите с ребенком в парк. Ярко голубеет небо сквозь прозрачную сетку ветвей. На белый снежный ковер легли голубоватые тени от деревьев.

Вид деревьев часто меняется зимой: иногда они стоят запушенные снегом, притихшие, словно к чему-то прислушиваясь. А если после оттепели ударит мороз,  они покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга тонкие ветви. Иногда эту картину освещает солнце. Тогда кажется, что деревья стеклянные и  вспыхивают на них тысячи разноцветных огоньков. Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто их украсили кружевом.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Любуясь деревьями в разную погоду, приучайте ребенка высказывать свои впечатления, сравнивать. Сначала сами покажите пример.

Используйте пословицы и поговорки, понятные ребенку, загадки, отрывки из литературных произведений: сказок, рассказов, стихотворений.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Гуляя в парке, покажите ребенку, что стволы деревьев разные: одни прямые, другие наклонились, а вот два дерева срослись стволами. Ствол сосны виден весь, только наверху крона, а ствол ели закрывают мохнатые ветви, спустившиеся до земли.

Если хотите показать ребенку, как зимует травка, осторожно раскопайте снег в том месте, где вы видели летом травянистую растительность. Ребенок увидит среди пожелтевшей травы зеленые остренькие травинки. Он поймет, что им тепло под толстым слоем пушистого снега.

Снег, снег, снег, снег,

Одеваешь в шубы всех.

Греешь землю и кусты,

Только сам холодный ты.

Хорошо вместе с детьми окучить снегом деревья и кустарники, чтобы им было тепло зимовать.

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Только подмечать красивое – недостаточно. Ребенок должен уметь беречь прекрасное и это зависит от вас, вашего примера.

ПТИЦЫ

Не забывайте зимой про пернатых друзей. Зимой птицы не могут жить долго без пищи, и найти ее трудно. А кто сыт, тому не страшна зима.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Птиц лучше кормить утром в одно и тоже время, и каждый день. Тогда к этому времени они будут прилетать и ждать вас. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, не забывайте расчищать ее от снега и сыпать корм.

В городе чаще всех прилетают к кормушке воробьи. Можно  принести просо, овес, пшено, мак, семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнуха. Насыпьте им корм и посмотрите, как птицы клюют; как они прыгают, перелетают с ветки на ветку; послушайте, как весело чирикают. Когда сильный мороз, воробьи сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись, а когда оттепель прыгают и весело чирикают.

Птичьи гнезда опустели, птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей наш дворовый воробей.

Холодов не испугался, с нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает, воробьи не унывают:

Стайкой весело снуют, все, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей, заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку, кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут, крошки весело клюют.

И пошел веселый стук – тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Рассмотрите голубей. Они больше, чем воробьи, ходят, а не прыгают и при каждом шаге кивают головой. А ножки у них красные. Цвет перьев у всех разный.

Посмотрите, какие птицы, кроме воробьев, прилетели к кормушке.

В большие морозы можно встретить снегирей.

Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос им рябинку принес,

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним ярко-алые гроздья.

В морозные дни посещает кормушку и желтогрудая с черным галстуком синица – очень полезная птичка; она питается вредными насекомыми, которых вытаскивает своим тонким и острым клювом из под коры деревьев и зимой. Она очень подвижная. Синичке можно подвесить на веревочке кусочек несоленого сала и посмотреть, как она, зацепившись ножками за лакомство, будет раскачиваться, словно на качелях и обклевывать его со всех сторон.

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес:

- Посмотрите-ка сюда,

Это вкусная еда!..

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся.

Обратите внимание на цвет оперения птиц. Очень красиво выглядят снегири, выделяются на белом снегу черно-серые вороны и черные галки.

Предложите ребенку послушать щебетание птиц.

Рассмотрите следы птиц на снегу.

Снег-снежок, снег-снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло:

Зерна снегом замело.

Все это развивает наблюдательность и внимание ребенка.

Забота о птицах воспитывает у ребенка доброту.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Лучич М.В., Прогулки с детьми в природу - Москва «Просвещение», 1966



Предварительный просмотр:

МАРТ

Прогулки весной следует удлинить, особенно днем. Они благотворно влияют на рост и развитие ребенка: улучшается кровообращение и обмен веществ; организм ребенка под влиянием ультрафиолетовых лучей делается более стойким. Но не следует перегружать ребенка далекими прогулками и наблюдениями в это время: весенние явления такие, яркие и динамичные, утомляют ребятишек.

Погода в начале весны капризна. Подул холодный пронизывающий ветер с севера или востока – все вокруг скует мороз. Бушует ветер, раскачивает деревья, бросает снег в окна. А южный или западный ветер несет оттепель и осадки. Выглянет солнышко, и заискрятся сугробы, нанесенные метелью. Дети спешат катать снежные шары для лепки последних снеговиков.

Даже маленькие дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза, греет все сильнее. Они радуются солнышку. Вспомните с детьми веселую песенку.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки –

Очень рады солнышку.

День заметно удлинился, и вечером еще хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки. Послушайте с детьми, как звенит капель. Но зима еще яростно борется за свои права. Опять ударит мороз, и под крышей повиснут гирлянды ледяных сосулек.

Обращайте внимание малыша на весенние приметы в природе. Детей старшего возраста больше спрашивайте о том, что он видит сейчас, что было раньше.

Снег тает, он стал совсем другой – темный, из него уже нельзя лепить. Объясните детям, что от солнечного тепла снежинки тают и превращаются в воду, и поэтому в снегу появляются углубления, а когда ударит мороз, снег замерзает и становится твердым.

Постарайтесь не пропустить одно из интересных весенних явлений – ледоход. Детей поражают огромные льдины, наползающие друг на друга. Предложите ребенку посмотреть, все ли льдины одинаковые; куда они плывут. Прочтите детям отрывок из  стихотворения  Ф. Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!»

После ледохода посмотрите половодье. Как высоко поднялась вода и быстро несет в своих мутных волнах щепки, какие-то коробки, бумажки. Пустите в речку свой кораблик и посмотрите, куда его понесет вода.

Пришла пора убирать снег. Дворники убирают смерзшийся снег на тротуарах – колют его ломом, потому что он стал твердым; сбрасывают снег с крыш. Понаблюдайте с детьми за работой снегоуборочной машины.

Понаблюдайте за небом. Весной все чаще появляются облака шаровидной формы с закругленными краями. Освещенные солнцем они делаются ослепительно белыми. Это кучевые облака. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они часто меняют форму. Предложите ребенку рассмотреть их, полюбоваться, подумать, на что они похожи. Прочтите ребенку отрывок из стихотворения Е. Баратынского:

Весна, Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Очень красивы облака на нежно-голубом небе, каким оно становится ранней весной.

На прогулке посмотрите на кружевную сеть веток березы, липы, тополя на фоне голубого неба и полюбуйтесь с ребенком этим чудесным зрелищем.

Помогите ребенку не пропустить приход весны.

АПРЕЛЬ

Наступает время, о котором в стихотворении А. Плещеева «Весна» говорится:

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.

Выходя на улицу утром, ребенок видит небольшие лужицы, затянутые тонким льдом, который можно разбить лопаткой. Хрупкие льдины со звоном летят в разные стороны.

Днем лужицы тают, увеличиваются, и вот уже по двору несутся с журчанием веселые ручейки. К ним устремляется детвора: кто с палкой, кто с лодочкой – начинаются чудесные весенние игры. Участвуйте в играх детей, помогая им, отвечая на возникающие вопросы. Маленьким детям нравиться бросать в воду все, что попадется под руку – палки, листики, бумажки, и смотреть, как они плавают. Объясните детям, почему палочки и бумажки плавают, а камни тонут. Расскажите детям, куда бегут ручейки. Подойдите к реке и посмотрите, какая она стала широкая, объясните почему.

Новости ждут детей и в парке. На деревьях набухают почки, а в конце апреля появляются первые листочки; садовники спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли.  Соберите несколько веточек, принесите домой,  и поставьте их в вазу с водой комнатной температуры. Рассмотрите с детьми  почки, пусть ребенок их потрогает, понюхает, как они пахнут. Дома тепло и скоро на веточках станут появляться листики.

Тает снег, и на проталинах под лучами теплого весеннего солнышка появляется первая травка, а в конце апреля и первые цветы. В городе это чаще всего мать-и-мачеха. Рассмотрите с детьми появившеюся травку и первые весенние цветочки, но не срывайте их, они быстро вянут, лучше выкопайте растение вместе с корешком и землей и посадите дома в цветочный горшок.

С наступлением весны корм в кормушках остается нетронутым – птицы находят себе другую еду. Не стало видно синичек и снегирей – они улетели к северу, в леса, т.к. любят более холодный климат. А поведение оставшихся птиц заметно оживилось. Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд и громко крича. Воробьи стали тоже громче чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах. Вспомните слова детской песенки:

Воробей с березы на дорогу – прыг!

Больше нет мороза, чик-чирик!

Вот журчит в канавке быстрый ручеек,

И не зябнут лапки – скок, скок, скок!

Высохнут овражки – прыг-прыг-прыг!

Вылезут букашки – чик-чирик!

Расскажите детям, что скоро из теплых стран прилетят птицы, которые улетели от нас на время холодной зимы.

Первыми появляются грачи. Сначала они, переваливаясь, разгуливают по проталинам – местам, где уже стаял снег. Покажите ребенку этих больших птиц с блестящим темным оперением. На высоких деревьях грачи вьют гнезда из прутиков, большие, прочные, гнезда остаются на зиму и хорошо видны. Обратите внимание, как возвратившиеся хозяева шумно приводят их в порядок. Прочтите детям стихотворение Царева «Грач»:

По черным пашням, сам весь черный, то вперевалочку, то вскачь,

Как будто взялся сеять зерна, в полях разгуливает грач.

А солнце с высоты жар-птицей на первого грача косится.

А я от радости кричу: «Привет весеннему грачу!»

Тут мой грачонок испугался, взмахнул крылом и улетел,

А я пугать не собирался, я поздороваться хотел.

Вскоре появляются скворцы. Они выбирают себе жилища – скворечники, и, облюбовав квартиру, начинают хлопотать в ней, устраивать гнездо. Послушайте с детьми пение птиц.

Зиме конец! Летит скворец и громко распевает:

«Пришла весна, ясна, красна, смотрите, как все тает!»

Во время прогулки задавайте ребенку вопросы, рассказывайте о том, что видите по дороге домой. Весна – яркое и динамичное время года, не пропустите изменений в природе.

МАЙ

Наступил май – последний весенний месяц. Становится все теплее. Уже нет морозов, солнце греет все сильнее и в природе происходят динамичные и яркие изменения.

Наступает пора активного роста растений. Появляется много разных цветущих растений: на лугу, у речки, на клумбах, на газонах вдоль дорог цветут травы, деревья и кустарники. Обращайте внимание на красоту и приятный аромат цветов, на   разнообразие растений: трав, цветов, деревьев и кустарников; их строение: ствол или стебель, корни, листья, цветки. Учите различать травы, кустарники, деревья по их внешнему виду, а также узнавать и называть некоторые  растения. Когда распустятся листья на деревьях, сходите с детьми в парк, послушайте, как шумит листва, обратите внимание, какой там свежий воздух. Наблюдайте с детьми за ростом растений: приметьте какое-нибудь растение по пути домой, и приходите его навещать не реже 2-3 раз в неделю, и вы увидите, как изменилось растение всего за несколько дней.

В мае появляется много разных птиц. Обратите с детьми внимание на их весенние хлопоты. Прочтите детям стихотворение В. Туманского «Птичка»:

Птичка над моим окошком

Гнездышко для птичек вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет,

Солнышко взойдет, зайдет;

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,

От реки туман пойдет;

Птичка-душенька устанет,

Спит и петь перестает.

Но чуть утро, птичка снова

Песню звонко заведет.

Весела, сыта, здорова

И поет себе, поет.

Когда установятся теплые дни, прилетят ласточки. Если удастся увидеть в городе этих птиц, покажите ребенку, как ласточки лепят гнездо из глины под крышами домов и над окнами. Обратите внимание, как стремительно летают ласточки, охотясь за мухами и комарами. Прочтите ребенку стихотворение Е. Трутневой «Ласточка»:

Милая певунья, ласточка родная,

Ты домой вернулась из чужого края.

Над оконцем вьется, с песенкой живой:

«Я весну и солнце принесла с собой».

Когда растает снег и земля чуть подсохнет, появляются насекомые: жуки, муравьи, бабочки, шмели, пчелы и др. Рассмотрите их с детьми, обратите внимание на их строение, передвижение. Поощряйте любознательность детей, отвечайте на вопросы, помогайте устанавливать простые взаимосвязи.

В мае вы уже можете встретить лягушек, они просыпаются после зимней спячки. Обратите внимание на внешний вид, на то, как они прыгают, отталкиваясь задними лапками.

Не забывайте приучать детей бережному отношению к природе: не ломать ветки, не рвать зря растения, не бросать мусор, бережно относится к разным животным.

Продолжайте наблюдения с детьми за погодой. Помогайте устанавливать простые взаимосвязи: в тени прохладно, на солнце тепло – солнышко греет; прошел дождь – появились лужи и т.д. Наблюдая за дождем, вспомните с детьми стихотворение:

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

Иногда после дождя появляется радуга. Покажите ее детям, какая она красивая и разноцветная.

В мае бывают грозы. Расскажите детям в доступной форме про это явление природы (гром, молния, ливень).

Будьте наблюдательны, и прогулка станет намного интересней.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Лучич М.В., Прогулки с детьми в природу - Москва «Просвещение», 1966



Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ

     Наступило лето. Стало ярче светить солнце, на улице снова тепло, иногда, даже жарко. Дни стали длинными, ночи короткими.

     Появляется множество различных трав. Особенно красивы они во время цветения. Помогите ребенку научиться различать и узнавать их по характерным особенностям. Покажите ребенку части растения: корень, стебель, листья, цветки.

     Вдоль дороги растет подорожник. Цветет, как будто весь в белых бусинках, стебли крепкие, а листья с крупными жилками целебные.  

     В начале лета повсюду встречаются желтые одуванчики. Понаблюдайте за этим интересным растением в разное время суток, в разную погоду, постарайтесь показать ребенку в течение месяца, как меняется растение.

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

     Радуют глаз ромашки своими яркими белыми платьицами на зеленом фоне травы.

     Покажите ребенку клевер, в его цветках много сладкого нектара, из которого пчелы делают мед.

     Полюбуйтесь колокольчиком, его чудесной формой.  

     Обратите внимание, как изменились деревья. Они стали гуще от множества листьев. Учите детей различать некоторые деревья по стволу и листве.

     Воспитывайте у детей бережное отношение к природе: не рвите зря растения, не топчите их, не бросайте мусор. Обращайте внимание на красоту окружающей природы.

     Утром обратите внимание, как трава обрызгана росой, как красиво сверкают капельки воды на солнце. Утром воздух свежий, насыщенный ароматом трав и цветов.

     Предложите детям послушать пение птиц. Вспомните: птиц, которые зимовали с нами, а  какие прилетели весной; характерные особенности птиц. Помогите ребенку научиться различать 5-7 видов птиц. Расскажите детям, что летом у птиц из яичек появляются маленькие птенцы, как они заботятся о своих детках. Гнезда можно встретить на деревьях и в траве.

     В пруду вновь появились лягушки.

     На камнях можно увидеть греющуюся на солнце ящерицу.

     Когда гуляете по полянке, обратите внимание, кто живет в траве: разные насекомые – жуки, муравьи, кузнечики; пауки плетут воздушные  паутинки; в земле можно увидеть дождевого червя.                                                Рассмотрите с ребенком божью коровку.

     Около речки часто встречаются стрекозы.

     Детей привлекает большое количество разноцветных бабочек, порхающих над растениями. Приучайте их наблюдать, как красивые бабочки перелетают с цветка на цветок, как складывают крылья, как опускают хоботок в цветы.

     Кроме бабочек летает много пчел и ос. Пчелки берут сладкий нектар у цветков растений и делают потом душистый и полезный мед. Детям надо напомнить, что насекомые могут ужалить их, поэтому не надо ловить их.

     Выезжая за город, покажите ребенку, что летом на полях кипит работа: в огородах и садах выращивают урожай, на полях косят траву на корм скоту, выращивают зерновые.

     В лесу собирают грибы и ягоды. Будьте внимательны - среди грибов и ягод встречаются ядовитые! Не разрешайте детям рвать незнакомые растения, они могут быть ядовитыми.

     Летом часто бывают грозы. Обратите внимание на приближение грозы. Быстро закрывают небо тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Вспыхивает вдали молния, раздается рокот грома. И вот первые тяжелые капли дождя стучат по крыше.

     Зато как прекрасна природа после грозы! Иногда после дождя появляется радуга. После дождя, если тепло, разрешите детям побегать по лужам. Расскажите, что дождь полезен для растений.

     Продолжайте наблюдать с детьми за изменениями в погоде. Обратите внимание, как одеваются люди в разную погоду.  

   Наблюдайте за играми и развлечениями других детей в разную погоду. Принимайте активное участие в играх со своим ребенком.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Лучич М.В., Прогулки с детьми в природу - Москва «Просвещение», 1966


Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ОСЕНЬ

Гуляя во дворе, покажите ребенку, что происходит в природе осенью, объясните эти явления.

Осенью часто меняется погода. В начале осени солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое. Предложите ребенку подставить ручки к еще теплым лучам солнца – солнышко греет. Когда выходите с ребенком на вечернюю прогулку, уже начинает темнеть, а раньше  было светло. День уменьшается.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире.                             Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Придя в парк, полюбуйтесь его внешним видом, изменением его окраски. Расскажите, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет.  Обратите внимание на яркую окраску лиственных деревьев, на то, что у разных деревьев листья окрашиваются по-разному. Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Рассматривая листья, спросите, почему они нравятся ребенку. Соберите с ребенком осенний букет. Спросите, у всех ли деревьев одинаковые листья по цвету, по форме. Научите его различать и узнавать 2-5 видов деревьев по его листьям и плодам. Используйте листья в играх: предложите найти дерево, с которого опало больше  листьев; найти, с какого дерева этот листик; найти лист от клена, дуба, березы, рябины и др.; найти листик такого же цвета, формы; предложите детям покружиться, «полетать как листочки». Можно придумать массу вариантов игр с листьями.

Можно из высушенных листьев вместе с ребенком сделать различные поделки, аппликации.

Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, покажите, как они высохли, покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Предложите детям побегать по сухим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.

Наблюдайте с ребенком постепенные изменения в природе.

В парке лучше стало видно небо, а листьев на деревьях стало меньше; все дорожки усыпаны осенними листьями; даже от небольшого порыва ветра начинается разноцветный «дождь» из падающих листьев - листопад.

…Листопад, листопад,

Листья желтые летят…

Объясните ребенку, что деревья не погибли, они зимой спят и поэтому сбрасывают листву, а весной на деревьях вновь появятся листочки.

Не забудьте, показывая ребенку листопад, подвести его к ели, сосне и рассказать, почему остаются зелеными иглы ели и сосны. Покажите, что иглы – это те же листья, но не боящиеся холода.

Осенью на клумбах много разных цветов. Рассмотрите их окраску, форму, части цветка.

Воспитывайте у ребенка бережное отношение к растениям.

В солнечный денек обратите внимание ребенка на блестящие ниточки-паутинки лежащие на вянущей траве. Расскажите ребенку, что их сплел паучок, и если удастся, рассмотрите его. Объясните, что паучки прячутся под засохшие листья и так спят всю зиму до весны. Обратите внимание ребенка, что не видно кузнечиков, божьих коровок, бабочек. Они попрятались в трещины стволов деревьев, в кучи с опавшими листьями и заснули, так как им стало холодно. Скажите ребенку, что насекомые зимой спят.

Осенью можно видеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы. Они собираются в большие стаи и готовятся к отлету.

Обратите внимание ребенка на то, что птиц стало меньше. Объясните, что с каждым днем становится холоднее, не стало насекомых и птицам нечем питаться, поэтому они улетают в теплые края, где много деревьев и корма.

Обратите внимание во время прогулок на труд людей осенью. После осени наступит холодная зима и люди готовятся к ней: собирают урожай, заготавливают овощи и фрукты, шьют теплую одежду, заботятся о растениях и животных. Постарайтесь привлекать детей к посильному труду в природе.

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Наступает второй период осени, о котором поэт Н. Некрасов сказал:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели…

Листья с деревьев почти все облетели. Осенью дети любят собирать желуди, каштаны, шишки и др. Научите ребенка разбираться от какого дерева плоды.

Рассмотрите, какие цветы остались на клумбах, вспомните, как много цветов было летом.

Осенью в парках и скверах идет работа. Садовники укрывают зимующие цветы, перекапывают землю, подвязывают кустарники, обрезают тонкие сучья, дворники подметают дорожки, убирают остатки листьев.

В конце осени в связи с появлением льда на водоемах идет массовый отлет водоплавающих птиц: гусей, уток, лебедей.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Птицы, которые питаются насекомыми и плодами, улетели раньше. Объясните детям почему. Прочтите стихотворение А. Плещеева «Дети и птичка»:

- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… подожди.

- Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать еще будете, детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…

- Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

- Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей…

На прогулке отметьте, как стало пусто и тихо после отлета птиц.

Но не все птицы улетели. Покажите ребенку, какие птицы остались на зиму: голуби, воробьи, вороны. Там, где растет много деревьев, стали появляться новые птицы. Они прилетели из лесов ближе к жилью человека, к корму. Сделайте вместе с детьми кормушки и начинайте подкармливать птиц. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребенком во время летних прогулок разнообразные корма: семена сорных трав, семечки арбуза, дыни, высушенные ягоды рябины и др.

Подкармливая птиц, ребенок привыкает заботиться о тех, кто слабее его.

Становится все холоднее. Часто дует порывистый ветер. Понаблюдайте с ребенком за ветром:            ветер качает верхушки деревьев, вертушка крутится от ветра, флажок развевается на ветру.

Погода становится все пасмурней. Облака низкие, серые. Часто идут моросящие дожди. Объясните детям, что люди не боятся дождя: они надевают плащи, резиновые сапоги, укрываются зонтами.

Дождик, дождик кап да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

Осенью, особенно по утрам, бывают туманы. Наблюдайте, как лужи начинают затягиваться иголочками льда, появляются первые снежинки. В конце осени погода уже становится похожа на зиму: выпадает первый снег, правда он быстро тает; временами ударяют морозы. Люди надевают зимнюю одежду и обувь.

Скоро наступит зима.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Лучич М.В., Прогулки с детьми в природу - Москва «Просвещение», 1966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки с особенными детьми в летнее время года.

Прогулки с содержанием элементов арттерапии....

Консультация для педагогов " Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми младшего дошкольного возраста"

Лето – идеальная пора для игр и прогулок детей   на свежем воздухе. Летом сухо и тепло, и игры-занятия придумываются сами собой. Игры на улице летом очень поле...

Консультация для родителей"Как с пользой провести время, на прогулке с детьми".

Как можно организовать прогулку с детьми, чтобы всем было интересно.Сколько по времени должна длиться прогулка....

Консультация для родителей на тему:«Игры во время летней прогулки с детьми 2–3 лет»

Прогулка дает множество возможностей и идей для развития ребенка. С помощью игр можно сделать прогулку интересной и познавательной....

Статья. Консультация для родителей "Простые игры во время летней прогулки с детьми".

Длительные прогулки со своим чадом во дворе или парке можно превратить в занимательные и увлекательные игры, в которых родители могут выступить в качестве «настоящего волшебника», и детско...