Семинар-практикум для родителей «Ребенок идет в школу»
консультация (подготовительная группа) по теме

Бочарова Ирина Владимировна

Семинар-практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_idet_v_shkolu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

          «Ребенок идет в школу»

            (Семинар-практикум для родителей)

                                                       

                                                          Подготовила:

                                                                                Воспитатель 2 кв.кат.

                                                                                Бочарова И.В.

                                           2010  г.

             

              «Ребенок идет в школу»

Ваш малыш вырос… Кажется, еще совсем недавно Вы, держа за руку свое «маленькое чудо» переступили порог детского сада… Первые тревоги и первые успехи позади. Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь, полную новых побед и свершений. Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период быть рядом с ребенком и помочь ему в адаптации к новым условиям.

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. И, к сожалению, не все младшие школьники способны справиться с предъявляемыми к ним требованиями. Что же необходимо знать родителям о готовности ребенка к обучению в школе?

Чаще всего под понятием «готовность к обучению в школе» родители ребенка понимают его умение читать, писать и считать. Но, как показывает практика, этого далеко недостаточно для того, чтобы ребенок затем успешно осваивал школьную программу и достигал высоких результатов в учебе. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4 урока по 35 минут, да еще выполнять домашнее задание – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

Существует еще и психологическая готовность к обучению в школе, которая включает в себя такие составляющие, как:

- Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики);

- Эмоционально-волевая готовность (умение сосредоточиться, управление эмоциями, умение управлять своим поведением, сохранение работоспособности в течение одного урока);

- Мотивационная готовность (выраженность познавательных интересов, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем);

- Социальная или коммуникативная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Интеллектуальная готовность. Ребенок, считаясь будущим первоклассником, должен владеть хорошо развитой речью, которая может отражать уровень его интеллекта и логического мышления.

Обладая знаниями об окружающем мире, дошкольник должен владеть сведениями о своей семье и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Дошкольник должен обладать запасом сведений об окружающей его жизни, ориентироваться во временах года и их признаках, знать дни недели, названия месяцев, различать деревья, цветы, животных.

Эмоционально-волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные, задания.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети

хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, он много раз слышал рассказы о школьной жизни от взрослых, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Поэтому важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - социальная или коммуникативная готовность - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему будет трудно привыкать к школе.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его состояние. Позвольте предложить несколько полезных советов для Вашего успешного взаимодействия.

Заранее: • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

• Очень важно побеседовать с учителем, рассказать о тех или иных особенностях вашего ребенка, так педагогу будет проще найти общий язык с малышом. Не забудьте рассказать о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения слуха и зрения. Как работает ребенок (спокойно, целеустремленно, быстро отвлекается, рассеянно и т. д.)  как общается с окружающими; как развита речь ребенка. Если вы занимались у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

• Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

• Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.

• Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

• Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

• Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

   ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА,

       или как себя вести с ребенком-первоклассником.

• Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах. Рассказывайте малышу о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

• Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах – не стесняйтесь обсудить это с учителем.

• Утром будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

• Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности.

• Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, – это Ваша задача.

• Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее пожелать малышу на прощанье удачи, подбодрить его, найти пару ласковых слов.

• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение вашего первоклассника о своем педагоге.

Начало школьной жизни, несомненно, один из самых значимых событий в жизни ребенка, но не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное для вас с ним событие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

Семинар практикум для родителей :"Что такое готовность к школе?"

Актуальность выбранной темы: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном д...

Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"

Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной к школе групп на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста».

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.К выбору своей будущей профес...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»

Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...