Как помочь гиперактивному ребенку?
консультация на тему

Ягина Лидия Николаевна

Ваш ребенок – гиперактивный.

 В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что  они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь.

Понять гиперактивный ребенок или просто активный помогут следующие критерии:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_rebenok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок – гиперактивный.

 В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что  они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь.

Понять гиперактивный ребенок или просто активный помогут следующие критерии:

Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком)

 Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание

2. Не слушает, когда к нему обращаются

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает

4. Испытывает трудности в организации

5. Часто теряет вещи

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

7. Часто бывает забывчив

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле бегает, забирается куда-либо)

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве

4. Очень говорлив

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

3. Плохо сосредотачивает внимание

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет; на одних занятиях успешен, на других – нет

 !!! Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

!!! Диагноз может поставить только врач. Он также назначит медикаментозное лечение

 !!! Интеллект гиперактивных детей сохранен

Правила общения родителей с гиперактивными детьми

 

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»: хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее

2. Когда вы отдаете распоряжения, вы можете сформулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.

3. Избегайте повторения слов «нет», «нельзя»

4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции

6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию – показывайте образец действия

7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, лепка, конструирование)

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят и играют

9. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие

10. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей, вспышек сильных эмоций

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

12. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Для таких детей рекомендованы неагрессивные виды спорта, не обладающие ярко выраженным соревновательным характером (танцы, плавание, легкая атлетика, спортивные игры)

13. Обеспечивайте ребенку правильное питание. Следует исключить из рациона кофе, шоколад, газированные напитки, чипсы.

14. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Оставайтесь спокойным. Нет спокойствия – нет преимущества!

 !!! Главное – примиритесь с особенностями вашего ребенка, научитесь жить в мире и сотрудничать с ним

 

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ

С ГИПЕРАКТИВНЫМ  РЕБЕНКОМ

  • отвлечь ребенка от его капризов
  • предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)
  • задать неожиданный вопрос
  • отреагировать неожиданным для ребенка способом (повторить за ним его действия)
  • не запрещать действия ребенка в категоричной форме. Не приказывать, а просить
  • выслушать то, что хочет сказать ребенок
  • автоматически, одними и теми же словами и нейтральным тоном многократно повторять свою просьбу
  • оставить в комнате одного
  • не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, произнес извинения
  • не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д
  • Об истечении  времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать  совместно с ребенком систему  поощрений и наказаний за желательное  и нежелательное поведение.
  • Выработать  и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
  • Просить ребенка  вслух проговаривать эти правила.
  • Перед  началом занятия ребенок может  сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

 Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремлённым. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно заметить и во взрослом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь гиперактивному ребёнку.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми....

«Как помочь гиперактивному, агрессивному, тревожному ребенку».

Материал содержит описание гиперактивного, агрессивного, треаожного ребенка и правила работы с таким ребенком. Основана статья на работах  галины Мониной....

"Как помочь гиперактивному ребенку"

Данный материал поможет родителям в общении с гиперактивным ребенком....

Как помочь гиперактивному ребенку

Консультация родителям - как помочь гиперактивному ребенку?...

как помочь гиперактивному ребенку

на что надо обратить внимание, чтобы выявить гиперактивность и как помочь детишкам преодолеть трудности, свянные с этим...

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и как помочь гиперактивному ребенку

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)  страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ,  до сих пор нет....