презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"
презентация к уроку по теме

Григорьева Анна Васильевна

Значение сенсорного развития

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.   Сенсорное  развитие является  важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.97 МБ

Подписи к слайдам:

Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения
Сенсорное развитие - это
развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
Сенсорное воспитание - это
педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения:
патология органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
нарушения зрительной сферы проявляются в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах - инактивность восприятия;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
Основные положения коррекционно-педагогической деятельности:
активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
Задачи сенсорного воспитания
Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание);Сформировать представления о сенсорных эталонах;Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Тифлотехнические средства
тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Методы обучения детей с нарушением зрения
Общие методы обучения:словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
Специальные методы обучения –
методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей
Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
Формы обучения и воспитания:
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах, 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.
Формы обучения и воспитания:
Индивидуальные занятия Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
Развитие зрительного восприятияРазвитие слухового восприятияРазвитие обонянияРазвитие тактильно - кинестетического восприятия
Методика развития зрительного восприятия
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
Игры, формирующие умения различать:форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Игры на умение различать цвет:
«Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось»,«Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
Игры на дифференциацию величины предметов:
«Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше»«Тяжелый-легкий»«Составление рядов»
Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме:
«Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм»,«Разрезные картинки»; «Сложи узор»;«Найди конструкции такой же формы».
«Спрятанные изображения»;«Перевернутые изображения»; «Найди отличия»
Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия:
«Тихо-громко»«Кто позвал»«Угадай на чем играю»«Иди на звук»«Где звучит?» - близко-далеко«Что шумит?»
Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса:
«Определи предмет по запаху»«Вспомни, как они пахнут»«Коробочки с запахами» «Определи на вкус»«Назови вкус продуктов»
Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия:
«Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.)«Из чего сделано»«Узнай и назови» - «Чудесный мешочек»«Узнай плоскую и объемную фигуру»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

сенсорное развитие детей с нарушением зрения

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, "настроены" на познавание явлений действительности, предметов,...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения

В статье раскрываются психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения....

презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....

Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"

Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...