Причины возникновения конфликтов у дошкольников
статья по теме

Консультация для родителей детей от 3-х до 7-ми лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_vozniknoveniya_konfliktov.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения конфликтов у дошкольников

Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье представляет собой источник многих конфликтов. Конфликт может охватить разные сферы детских отношений.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, носят ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми. Внутриличностные конфликты возникают лишь тогда, когда ущемляются ведущие потребности ребёнка. Основными признаками внутриличностного конфликта становятся снижение самооценки, появление ущербности, чувства неполноценности. Обидчивость, агрессивность, подозрительность, враждебность к другим, разрушительность, непослушание – наиболее распространённые формы поведения ребёнка в ситуации реального конфликта.

Конфликтность – качество личности, выражающее её предрасположенность к конфликтам. Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

Первая группа – «Я всегда прав!» Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.

Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро, эмоционально и активно. Такие дети демонстрируют своё превосходство, высокомерие, стремятся привлечь внимание к себе.

Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том случае, ели оно им выгодно.

Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах со сверстниками, боятся ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь отрицательных оценок.

При общем сходстве развития конфликта, переживания детей могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении. В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер:

  • Физическая агрессия- конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;
  • Устная агрессия- крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;
  • Разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;
  • Непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.

Особенности отношений со сверстниками в основном зависят от того насколько у ребёнка сформированы способы и мотивы поведения, необходимые для совместной деятельности с другими детьми. На развитие конфликтности оказывают влияние личностные особенности родителей и отношение родителей к детям. Способность ребёнка конструктивно разрешать конфликтные ситуации во многом зависит от стиля общения, принятого в семье. Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает внимания и заботы. Ссора в этом случае способ привлечения внимания взрослых.

Существенное влияние на развития конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность, властность, эффективность в обращении с детьми. Ребёнок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся чувство обиды, злости. А если при этом ребёнок видит, что его родители постоянно ссорятся друг с другом, он, вероятно просто не представляет себе, как можно общаться без ссор и конфликтов. Появление различных сложностей ребёнка в отношениях со сверстниками способствует также конфликтный характер воспитания, который отличается противоречивостью, напряжённостью, непоследовательностью, вплоть до попустительства.

Возможна и другая ситуация. Если дома ребёнок безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждёт такого же отношения к себе со стороны других детей и, конечно же не получает его. Тогда ребёнок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты. Обострению конфликтности зачастую способствует соперничество между братьями и сёстрами в семье. Во многом это связано с постоянным сравнением родителями детей друг с другом.

Сравнивая детей между собой, родители как правило, подчёркивают недостатки и ошибки каждого, выставляя их напоказ. Нередко родители завышают требования к одному из детей. Поощрение конкурентной борьбы происходит и в том случае, когда отрицают наличие негативных чувств братьев и сестёр, насильно заставляют их делиться друг с другом игрушками, либо приказывают одного из них отказаться от своих притязаний в пользу другого. Родители только усугубляют ситуацию, когда заступаются за одного ребёнка (он слабее, младше), выносят приговор (кто прав, кто виноват), либо, пользуясь своим преимуществом, кричат на детей, наказывают.

Конечно, семейная ситуация оказывает значительное влияние на формирование готовности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций у ребёнка, но важно учитывать и личностные характеристики самого ребёнка, которые выступают в качестве конфликтного (миролюбивого) поведения. Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся:

  • отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения
  • неблагоприятная семейная обстановка
  • личностная предрасположенность к конфликтам

Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении умения помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, умение радоваться успехам других, внимательно слушать и т.д.

Отрицательное отношение и непризнание вызывают дети:

  • агрессивные, конфликтные. враждебно настроенные;
  • пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные в себе;
  • дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями.

Необходимо обсуждать с детьми реальные конфликтные ситуации. Смысл такого обсуждения заключается в помощи детям выявлять возникшую проблему, высказать свои идеи по её разрешению, принять приемлемое для всех в этой ситуации решение и взглянуть на него со стороны после того, как конфликт исчерпан. Совместное с детьми обсуждение конфликтных проблем способствует выработке у них умения самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками, даёт чувство уверенности, формирует положительную самооценку и уважение к другому человеку.

Обсуждая ситуацию конфликта, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Обсуждение реальных конфликтных ситуаций способствует развитию умения их контролировать, вырабатывать альтернативные решения, варианты разрешения, мотивировать своё решение.

Список  использованной литературы:

1. О.В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликты».

2. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим  детей общению».

 

 

Консультацию подготовила воспитатель ГБДОУ Д\С № 77 Приморского района Красильникова Марина Григорьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины возникновения конфликтов «Родитель-воспитатель»»

выявить причины возникновения конфликтных ситуации общения воспитатель-родитель. Также представить методы решения конфликтов....

Консультация Причины возникновения конфликтов с родителями и пути их решения

Консультация Причины возникновения конфликтов с родителями и пути их решения...

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»

Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»

Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

«Причины возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и их разрешение»

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни...

Причины возникновения конфликтов у детей в детском саду.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. В данной статье предоставлена информация о причинах возникновения конфликтов...