Готовность ребенка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Абдуразакова Лола Абдыбазовна

Советы педагога по подготовке ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_pedagoga_3.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизненные радости ребенка подготовительной группы детского сада сопровождается тревогой  взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Маленький человек идет в школу. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные  дошкольникам беззаботность, погруженность в игру меняется жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

                               Беспокоятся не только родители, но и воспитатели детских садов, которые в этот день мысленно входят в  школу, в первый класс. Как там мои? Не подкачают ли? Хорошо ли подготовлены? И многие не задают что же такое готовность к школе? Давайте вместе порассуждаем…

                             

Готовность ребенка к школе

В понятие «готовность ребенка к школе» входят:

  • готовность физиологическая,
  • психологическая,
  • социальная или личностная. 

Вопросы к родителям:

  • Как вы думаете  это разные виды готовности или три стороны одного проявления?

Все эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения, что в свою очередь ведет к проблемам в адаптации. К тому же готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в разных формах активности.

Вопросы к родителям:

  • Что вы подразумеваете под физиологической готовностью?
  • Для чего она нужна?

1.Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знании и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Вопросы к родителям:

  • Как вы думаете какие главные  задачи познавательного развития (умение наблюдать, отбирать необходимую информацию,  обобщать способы собственной деятельности и др.)

2. Психологическая или интеллектуальная готовность ребенка к школе развивается в процессе самого обучения. Готовность эта, с одной стороны результат предшествующего периода развития, с другой стороны - как бы проекция условий содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка. Основное отличие учебной деятельности от других видов, детской деятельности (игра, рисование, конструирование) состоит в том, что ребенок (обучающиеся) принимает учебную задачу и его внимание сосредотачивается на способах ее решения. При этом дошкольник или первоклассник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное, он должен понимать учебную задачу и, следовательно, учиться. Учебно - важные качества входящие в структуру «готовность», образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения. В начале школьного обучения учебно-важные качества во многом зависят от индивидуальных качеств ребенка: мотивов учения, способности принимать учебную задачу, зрительного анализа (образного мышления), уровня обобщений (предпосылок логического мышления), графических навыков, произвольности регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого), обучаемости, вербальной механической памяти.

По данным исследований педагогов и психологов, содержание обучения в первом классе, и в старшей и подготовительных группах во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в первое полугодие обучения в школе, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время всем известно: первое полугодие в школе самое трудное. Дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше, в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями - осознанная цель, достижение которой требует от учащегося определенных усилий. В дошкольный период знания большей частью усваиваются непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. Следовательно, основное содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе» - это «готовность к учебной деятельности (учению).

В соответствии с психологической структурой деятельности в понятии «готовность» выделяют пять учебно-важных качеств, которыми должен овладеть ребенок.

1.        Личностно - мотивационное отношение к школе и учению: желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

  1. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом, желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
  2. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений сформированных к началу обучения.
  3. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
  4. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучаемому воздействию.

Следовательно, говоря о формировании психологической готовности ребенка к школе, следует иметь в виду становление и развитие всех этих пяти компонентов, которые закладываются уже в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности. Подготавливая детей к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д.  Индивидуальные качества усвоения школьных знаний становятся учебно-важными тогда, когда направлены на учебную деятельность и содержание обучения. Так, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка формирована способность к анализу сложных геометрических фигур и на этой основе - синтезу графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения; необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения. Не секрет: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, обладающие знаниями в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и ходят в школу без желания. Следовательно, говоря о психологической готовности к обучению в школе, надо иметь в виду и общий уровень развития ребенка.

В структуре стартовой готовности ребенка к школе необходимо выделить  еще одну готовность – мотивационную и ее шесть базовых характеристик, ведущих качеств:

  • социальных мотивах, основанных на понимании общественной значимости, необходимости учения и на стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться: это нужно и важно»);
  • учебно-познавательных (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому);
  • оценочных (стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение: «Я хочу в школу потому, что там буду получать только пятерки),
  • позиционных, связанных с интересом к внешней атрибутики («Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель»),
  • внешних («Я пойду в школу, потому что так мама сказала»),
  •  игровых мотивах, неадекватно перенесенных, в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...