Мастер-класс Лепка из соленого теста
материал на тему

Соловьева Людмила Сергеевна

Мастер-класс для родителей и детей группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_konspekt.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

мастер-класса

для родителей и детей раннего возраста

«Мышка на сыре»

в рамках проекта «Играя, обучаем»

Воспитатель: Соловьёва Людмила Сергеевна

Санкт-Петербург

2014

Лепка из солёного теста «Мышка на сыре», мастер-класс для родителей с детьми.

Цель: создать условия для формирования и активизация творческого потенциала воспитанников и родителей через технологию тестопластики.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с историей возникновения солёного теста.
  • Познакомить участников мастер-класса с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
  • Познакомить с основными развивающими функциями лепки.
  1. Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику пальцев и  кистей рук.
  • Развивать навыки работы с материалами для лепки, при освоении приёмов лепки: отщипывания, скатывания, раскатывания, сплющивания.
  • Развивать эстетический и художественный вкус.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к лепке, как виду художественного творчества.
  • Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Используемые технологии:

Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, обучающие технологии, технология проектного обучения.

Предшествующая работа:

Индивидуальные беседы с родителями, информация в папках - передвижках, тематические консультации и выставки для родителей.

Материалы и оборудование:

Готовое изделие – образец, основа для композиции, солёное тесто, трубочки, кисть, красная краска, черный перец, вода, салфетки, клеенки, фартуки.

Планируемые результаты:

Родители воспитанников:

  • узнают историю возникновения солёного теста,
  • имеют представление о технологических возможностях соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепки).
  • узнают основные развивающие функции лепки,
  • интерес к лепке из солёного теста, как виду художественного творчества.

Содержание мастер-класса

1. Организованный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс, посвященный лепке из солёного теста.

Как сказал А.Грин «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»

2. История возникновения соленого теста.

Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при  выпечки не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

3.Основные развивающие функции лепки.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.... 

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

3. Отгадывание загадок.

А теперьмы предлагаем вам отгадать загадки.

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна (Соль)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой (Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.

  1. Практическая часть.

Сегодня мы предлагаем вам сделать поделку «Мышка на сыре».  Вы  можете ее оставить себе на память или подарить друзьям.

  1. Изготовление теста.

А для начала давайте вместе попробуем сделать солёное тесто.

Классический рецепт соленого теста.

  • 1 стакан муки
  • 1 стакан соли
  • Пол стакана воды
  • Столовая ложка подсолнечного масла.

Мука высший сорт, не блинная, соль «Экстра» не йодированная.

Просеиваем муку, добавляем соль, воду вливаем маленькими частями, постепенно. Тесто вымешиваем до тех пор, пока оно не будет крошиться, и не перестанет липнуть к рукам.

  1. Пальчиковая гимнастика

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику. Чтобы разогреть наши ладошки.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут как зайчики.

  1. Разминка с соленым тестом

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

  1. Показ процесса лепки «Мышка на сыре». Выполнение работы.

Для создания мышки на сыре нам потребуется три цвета теста: серое, желтое и белое, красная краска, вода, кисть, стек, три горошинки черного перца, трубочки или пустая шариковая ручка.

Этапы изготовления изделия:

  1. Возьмем кусочек жёлтого теста и раскатаем из него шарик размером с желток. Сделаем из него морковку и наклеим на основу.
  2. Теперь расплющим морковку, чтобы получился треугольный блинчик, с одной стороны чуть толще, чтобы было похоже на сыр.
  3. Ну и какой же сыр без дыр? Делаем дырочки трубочкой или шариковой ручкой. Теперь краской нарисуем корку у сыра. Сыр готов.
  4. После этого нам потребуется серое тесто. Раскатываем шарик такого же размера, как до этого раскатывали желтое тесто.
  5.  Отрезаем от шарика небольшой кусочек.
  6. Из большого кусочка раскатаем морковку и приклеиваем на сыр.
  7. Маленький кусочек разделим на три части и раскатаем три шарика.
  8. Отметим место для ушек (примерно посередине спинки). Приклеиваем ушки с помощью воды и сделаем в ушках дырочки обратной стороной кисточки, что мышка слышала.
  9. Из третьего шарика раскатываем колбаску, получается хвост. Приклеиваем с помощью воды.
  10.  Наметим место для глаз. Раскатаем из белого теста два маленьких шарика, немного сплющим и приклеиваем. Воткнем горошинки перца. Теперь наша мышка может видеть.
  11. Вставляем носик (горошину перца).

Наша мышка на сыре готова!

Рефлексия:

Вот и подошёл наш мастер – класс к концу и по традиции мы просим вас написать свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?

Ещё мы хотим вам предложить составить цветок впечатлений. У вас есть три лепестка красного, синего и жёлтого цвета. Красный лепесток означает, что вам всё понравилось, вы получили много положительных эмоций и подчерпнули что-то новое. Синий лепесток означает, что вам понравилось, но вы и так всё знали. Желтый лепесток означает, что вам было не интересно, и вы пришли зря.


2.10. Источник:

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

3. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 2005.

4. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. Спб: Издательский дом» Кристалл», 2001.

5. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005 г.

7. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

8. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

9. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

10. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

11. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по лепке из соленого теста "Угощение для Мухи-цокотухи"

Материал может быть полезен педагогам при работе с родителями....

Мастер-класс по лепке из соленого теста "Подарки для елочки"

Мастер-класс для детей младшей группы и родителей...

Мастер-класс по лепке из соленого теста "Веселый ОСЬМИНОЖЕК"

Детям очень нравится работать с соленым тестом! Это вызывает очень приятные тактильные ощущения и радует результатом)))Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению осьминожек из соленого тес...

Мастер - класс по лепке из соленого теста.

В этом мастер классе вы можете узнать как готовить тесто для лепки из соленого теста. И слепить мышку на сыре....

Мастер-класс по лепке из соленого теста для родителей

Мастер-класс по лепке из соленого теста  для родителей предназначен для решения следующих задач:Познакомить участников мастер-класса с возможностями соленого теста и его использованием в процессе...

Мастер-класс по лепке из соленого теста «Ёлочные игрушки» Старшая группа

Создавать условия для интереса к предстоящим новогодним праздникам. Расширять кругозор детей, предложить рассмотреть образцы декоративно оформленных игрушек, закрепить знание некоторых законов компози...