«Дети, которых не понимают взрослые»
консультация на тему

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети, которых не понимают взрослые»

Полякова Г.А.

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, не внимательны; с ними трудно и родителям и воспитателям и педагогам.»Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» - самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые. «Он никогда не сидит на месте, не хочет быть спокойным. Он буквально изводит меня, словно не слышит, что я прошу его успокоиться, мне даже кажется, что он делает это специально, чтобы вывести меня» - жалуется мама шестилетнего Дениса. С тех пор как он стал ходить, я постоянно настороже. Он все хочет делать сам, но не способен собраться, не способен зафиксировать свое внимание больше чем на несколько минут. Ему трудно со сверстниками, он нетерпелив, раздражается, очень резко реагирует на любой отказ. Его поведение создает проблемы везде: и дома, и в д/саду, и при встречах с друзьями, и во время прогулок.

Монолог мамы можно продолжить, как и поступки Дениса. При этом мама все время подчеркивает, что он сам научился читать в пять лет, что его многое интересует, он любит «порассуждать» на разные темы, но «своенравен и недисциплинирован». Мама Дениса уверена, что он «не хочет» подчиняться требованиям взрослого и главная задача - «заставить» его все делать «так, как надо».

Многие родители не только не понимают причин подобного поведения ребенка, не только не проявляют терпения, но и не берут на себя ответственность за его состояние.

Беспокойность у детей проявляется рано - к 2-3 годам, но родители объясняют этот факт шаловливостью, живостью характера ребенка условиями воспитания. Сложнее становится в 5-6 лет, когда ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера. Неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении, а родители оказывают на него все большее давление. Неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?». Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы можем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки».

Взрослые в большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде - «сказал - сделал». Что бы мы не говорили о праве ребенка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования.

Можно много приводить примеров. И во всех случаях ситуация непростая, но достаточно типичная и характерная для довольно большой группы детей, имеющий комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания (СДВ) детского возраста. В медицине СДВ определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВ в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения - от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов. Основные симптомы СДВ:

-    расстройство внимания;

-    гиперактивность;

-    импульсивность.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

1 .Беспокойные движения рук и ног;

2.Сидя на стуле, часто меняет позу;

3 .Легко отвлекается;

4.С трудом дожидается своей очереди во время игр;

5.На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца;

6.При выполнении заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции;

7.Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

8.Не может играть тихо, спокойно;

9.Часто мешает другим;

Ю.Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему

11 .Часто теряет вещи (игрушки, карандаши, и т.д.);

12.Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Если в поведении ребенка проявляются ежедневно, в течение полугода вышеперечисленные признаки, можно говорить о синдроме дефицита внимания. Как показывает практика, дети с СДВ способны сохранить внимание всего лишь на несколько минут. Им быстро надоедают даже игры. В то же время дети с СДВ во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справиться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время.

Взрослые говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, что деятельность по силам, позволяет чувствовать успех, удовольствие. Следует учесть, внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения.

Задача педагога состоит в том, чтобы эффективно организовать работл с ребенком. Для этого необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, избегать сравнения с послушными и спокойными детьми, дабы не унизить его.

Когда и как начинает проявляться СДВ? В каком возрасте и на что в поведении ребенка следует обратить внимание?

В возрасте до года дети с СДВ «не дают взрослым и минуты покоя», плохо спят, крикливы, возбуждены, подвижны, чрезмерно реагируют на любой на любой звук, шум, свет. К трем годам более явно проявляется СДВ: ребенок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания. Он все время беспокоен. В возрасте 3-5 лет отмечается и СДВ и гиперактивность, более четко проявляется неустойчивость настроения, особенно сложны для детей занятия. В 6-7 лет неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность. Если эти нарушения отмечаются на самых ранних этапах жизни ребенка, стоит внимательно понаблюдать за ним и помнить, что любые перегрузки, сильное напряжение могут ухудшить его состояние. Если нарушения поведения возникли в старшем дошкольном возрасте, разумнее проанализировать, не являются ли они результатом воздействия психогенных факторов. Испуг, страхи возникают в конфликтах и приводят порой к психическим расстройствам.

Что делать с такими детьми? Можно ли им помочь? Безусловно! Но прежде нужно разобраться, в чем причина возникновения СДВ. В качестве одной из ведущих ученые рассматривают нарушение в развитии центральной нервной системы, связанные с последствиями поражений мозга ребенка в результате родовой патологии, а также с влиянием вредных факторов во время беременности, генетической природы СДВ (наследственное). С влиянием таких экологических факторов, как загрязнение окружающей среды.

Разобраться в особенностях поведения ребенка непросто.

Чтобы выбрать правильное решение, нужно вести наблюдения, анализировать действия ребенка и не торопиться с выводами, не причинить ребенку зла его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, которых не понимают взрослые

Как разговаривать с беспокойным ребенком?Что делать в сложной ситуации?...

Дети, которых не понимают взрослые.

Почему дети становятся беспокойными? Как вовремя обнаружить нарушения в состоянии ребёнка и как реагировать на его упрямство и своеволие? Можно ли научить неусидчивого ребёнка заниматься? Как сделать ...

Консультации для родителей. Тема: «Дети, которых не понимают взрослые»

Общение с ребенком:- как разговаривать с беспокойным ребенком?- что делать в сложной ситуации?- какой метод эффективнее похвала или наказание?...

Дети, которых не понимают взрослые

Нередко мы, взрослые, провоцируем ребенка на «плохое» поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доб...

Консультация "Дети, которых не понимают взрослые".

Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пы...

Консультация для родителей " Дети, которых не понимают взрослые".

Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты....