Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

    Чукань Татьяна Вячеславовна

    Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.

    Цели:

    1.       Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

    2.       Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развиваем мелкую моторику.

    Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

    Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.

    Цели:

    1.        Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

    2.        Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.  

    Задачи:

    •        актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.

    •        сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.  

    •        Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

       “Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

    Ученые, нейрофизиологи и психологи, участвующие в исследованиях мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторики и развития речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно тех отделов, которые ответственны за это. Иными словами, чем более развита пальцы ребенка, тем легче будет развитие речи.

    Как ловко ребенок будет учиться управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается память, внимание и словарный запас ребенка.

                 Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

    По умелости детской руки специалисты, на основе современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга.

    В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

    Если ребенок соприкасается с объектом, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука исследует, изучает предметы?

    1. Прикосновение – способность проверить наличие предмета, его температуру, влажность и т.д.

    2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

    3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

    4. Надавливание позволяет определить, какой предмет  - мягкий или твердый, из какого материала сделан.

    5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

    Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию — осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) — исследуют.

    Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

    Хорошая тренировка движений пальцами  происходит в  пальчиковых играх, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Полезны занятия с пластилином и глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян.

    Большое значение для старших дошкольников имеет развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховка, выполнение графических упражнений, работа в занимательных прописях.

    Цель этих занятий:

    1) формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук;

    2) развивать мелкую ручную моторику;

    3) развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;

    4) совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;

    5) формировать умение доводить начатое дело до конца;

    6) совершенствовать коммуникативные навыки;

    7) ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

    8) учить, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

    9) контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы).

    Занятия для развития мелкой моторики:

    • различные игры с пальчиками, где выполняются определенные движения в определенной последовательности;
    • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать,  выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
    • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
    • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

    Рекомендации для родителей:

    1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе.
    2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук ребенка.
    3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
    4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.
    5. Сначала  взрослый показывает выполнение упражнения, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
    6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
    7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
    8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
    9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

    В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

    Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зачем нужно развивать мелкую моторику

    Консультация для родителейЗачем нужно развивать мелкую моторику...

    Почему необходимо развивать мелкую моторику и графические навыки у детей в дошкольном возрасте.

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.  Работу по подготовке...

    Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша....

    «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

    « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.» (В.Сухомлинский) Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению....

    Зачем нужно развивать мелкую моторику. Дистанционное обучение родителей.

    Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой мо...

    «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста»

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так...