Феномен современного родительства: возможные проблемы и перспективы.
консультация (младшая группа) по теме

Шестакова Анна Сергеевна

Я рассматриваю прблемы собременных родителей в контексте прошлого опыта воспитания детей, влияние современных гаджетов на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozova_a.s._fenomen_sovremennogo_roditelstva.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен современного родительства в младшем дошкольном возрасте: возможные проблемы и перспективы.

Современное общество, динамично меняющееся и развивающееся, не оставляет в стороне никого. Меняются местами гендерные позиции мужчины и женщины, изменяются модели семьи. Не остаются в стороне и стили воспитания. Здесь хотелось бы остановиться подробнее. Опрос родителей, имеющих детей старше 15 лет и продолжительное наблюдение воспитательных позиций более молодых родителей, воспитывающих детей младше 5 лет дает нам основание говорить о тенденции более молодых родителей чаще прибегать к помощи современных технологий, разнообразных гаджетов.

Рассмотрим этот частный случай на предмет возможных проблем и перспектив в развитии ребенка. В первую очередь, конечно, стоит отметить социализирующий фактор. Ребенок, пусть и по собственному желанию лишенный общения с другими детьми, а нередко и с собственными родителями, априори будет испытывать трудности в общении в старшем возрасте. Если добавить к этому влияние интернета, виртуального общения в школьном возрасте, становится совсем не по себе. Какое будущее ждет нас и наших детей? Но не будем столь пессимистичны. Безусловно, даже в такой ситуации могут быть свои плюсы. Нельзя отрицать, что мир не стоит на месте, процессы развития и изменения затрагивают отнюдь не только воспитательные моменты. Появляются новые профессии, формы работы, оптимизирующие многие системы работы, социального обслуживания и пр. Поэтому можно сказать, что воспитанные молодыми, технически продвинутыми родителями дети – это дети своего времени, владеющие всем необходимым, что требует современное общество. Но это только относительно социализирующих факторов.

Но нельзя забывать, что ребенок есть личность. Рассмотрим эту личностьвнимательнее. Ребенок, с пеленок наблюдающий многообразие технических средств, и всех возможностей, которыми изобилует современное общество, зачастую имеет слишком большой доступ к этому изобилию. Здесь невозможно оставить в стороне доклад Давида Иосифовича Фельдштейна от 29 октября 2013 года на заседании Академии образования. Давид Иосифович проводил глубокое, детальное исследование развитие растущего человека на исторически новом уровне движения общества. Приведем цитату из доклада, которая позволит нам отчасти проиллюстрировать результаты исследований в интересной нам области: «Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям дошкольного возраста сейчас оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад. Обращает на себя внимание дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника, что является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов». Давид Иосифович также обращает внимание и на социализирующие факторы, о которых мы рассуждали выше: «У 25% детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты». Вот лишь малая часть интереснейших исследований, на которые мы опирались в своей работе.

Далее обратим внимание к практике. В процессе работы в структурном подразделении Лекотека, где осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, мы имеем возможность наблюдать детей преимущественно младшего дошкольного возраста. Классическая форма работы в Лекотеке – индивидуальный игровой сеанс педагога с ребенком. Но также мы имеем возможность использовать технические средства, которые позволяют развивать навыки и умения ребенка. Одним из используемых средств является сенсорный экран. Это устройство в виде экрана, реагирующее на прикосновение. Одна из наших задач в процессе работы с ним – это выработка у ребенка указательного жеста. Сенсорный экран позволяет делать это с помощью простых игр, когда внимание ребенка привлекается яркими образами. В последнее время в процессе работы мы можем наблюдать, что многие дети вместо указательного жеста используют жест листающий, скользящий по экрану, который они отрабатывают, играя со смартфонами и иными гаджетами своих родителей. Опрос родителей, чьи дети были замечены в использовании листающего жеста, подтвердил частое «общение» ребенка с современными гаджетами. Это один из примеров, который мы можем наблюдать регулярно.

Помимо игровых сеансов в Лекотекемы осуществляем домашние визиты. Они проводятся с целью наблюдения игровой среды ребенка дома, взаимодействия ребенка с родителями, культурно-гигиенических навыков и общего психологического климата в семье. В результате многократных посещений и наблюдения, можно отметить, что молодые родители часто недооценивают важность доступности игрушек, организованности рабочего места.  К сожалению, бывают случаи, когда первое, что попадает в поле зрения ребенка – это мобильный телефон папы или мамы.

А в это время, имеется масса методов обучения по характеру познавательной деятельности ребенка. И каждый, будь то объективно-иллюстративный или метод проблемного обучения, когда ребенок вместе с родителями делает какое-либо открытие для себя или решает проблему, важен для развития. Конечно, далеко не все семьи ограничивают игровое пространство своего ребенка только техническими средствами и совершенно исключают классическое воспитание ил своей жизни. Но современные реалии таковы, что это становится тенденцией.

Рассмотрев те плюсы и минусы современного воспитания, мы не перестаем надеяться на то, что баланс между классическим воспитанием и воспитанием, с использованием современных методов и технических средств, будет присутствовать в виде гармоничных детско-родительских отношений и социума в целом.

Библиографический список:

  1. Романова Н.Е. Лекотека. Особенности организации и функционирования. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. – 140с.
  2. Романова Н.Е. Содержание работы в Лекотеке (из опыта работы МАДОУ «Детский сад №216» МО г. Краснодар). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. – 114с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 380с.
  4. Фельдштейн Д.И.Доклад от 29 октября 2013г. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок: проблемы и перспективы

« Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский...

Эссе на тему “Развитие профессиональной компетентности современного воспитателя ДОО: проблемы и перспективы”.

«Если вы удачно выберете труд  и вложите в него свою душу,  то счастье само отыщет вас».                           ...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции  "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

Общая цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования....