Развитие особого ребенка в условиях семьи.
статья по теме

Бычкова Евгения Анатольевна

Статья о детях инвалидах,их развитии в семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

                         Развитие особого ребенка в условиях семьи.

                                                               Бычкова Е.А.

                                               Воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 243

                                                                   г. Красноярск

Ребенок — инвалид... Как часто мы сталкиваемся с такой проблемой? Каждый из нас, узнав о беременности, только и мечтает о том, чтобы кроха родился здоровым. Мы с содроганием ждем первое УЗИ, чтобы узнать все ли в порядке с еще не родившимся малышом. Известие об инвалидности малыша может стать причиной депрессивного состояния не только у мамы, но и у всей семьи. Конечно, хочется надеяться на лучшее, но в любом случае, стоит смириться с тем фактом, что инвалидность, возможно, будет сопровождать свою «кровинушку» на протяжении всей жизни. Чаще всего инвалидность малыша становится причиной изменения всего уклада семьи. И не важно насколько серьезен характер инвалидности, сроки заболевания и травмы, важно то, что теперь под ребенка подстраиваются все члены семьи.

 Обнаружение у ребенка дефекта в развитии или же подтверждение инвалидности в любом случае вызовет у родителей тяжелое стрессовое состояние. Семья оказывается в достаточно сложной психологической ситуации. Отчаяние, слезы, агрессия и некоторая озлобленность, полное удаление от друзей и знакомых — вот основные составляющие того, что характерно для семей, где растет ребенок-инвалид.

 Никто не спорит, что это психологически болезненное для семьи время рано или поздно должно пройти, так как родителям необходимо как можно спокойнее воспринять необратимый факт и более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

 Выделяется пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов.

1. Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

2. Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка.

3. Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планирование общей занятости ребенка.

4. Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

5. Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

   Рассмотрим только три важных периода:

1 период-Рождение ребенка

         Ребекка Вулис — американский психиатр — выделяет несколько типичных реакций связанных, с рождением ребенка-инвалида.

 Первая реакция — отрицание и шок. Конечно, родителям очень трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель и даже лет. Дальше наступает глубокая печаль. Родители чувствуют себя беспомощными и отстраненными от внешнего мира. Такое состояние приводит к гневу и разочарованию.

 Психологами также выделяются четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

         Фаза первая «Шок». Характеризуется растерянностью, беспомощностью, страхом,               возникновением чувства собственной неполноценности. В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появления ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним - ценность сама по себе, но ребенок может также иметь очень важное символическое значение.

Родители видят в своем ребенке физическое и душевное продолжение или продление себя самих. Когда рождается ребенок, мама, например, частично переводит свое желание "быть любимой" на желание, чтобы ее ребенок был любим.

Ребенок своими достижениями может косвенно доставлять своим родителям наслаждение и радость. У большинства родителей есть мечты о будущем своих детей, иногда они ожидают, что дети осуществят их собственные надежды. Через детей они могут получить такой жизненный опыт, приобрести который у них самих не было возможности или способности. Благодаря своему ребенку родители также могут почувствовать, что они "избавляются" от смерти и обретают некоторую степень бессмертия. Родители "видят" тогда себя в том будущем, в котором им самим жить не придется. Ребенок поведет род, фамилию и традиции дальше.

Способность дать жизнь здоровому ребенку важна для нашего чувства собственного достоинства. Для мамы ребенок становится подтверждением ее значимости как женщины и матери. Отцу крепкий и здоровый ребенок может казаться подтверждением собственного успеха. Зачастую родители смотрят на ребенка как на воплощение своих собственных достоинств. Если в ребенке есть что-то особенно хорошее, они видят в этом отражение такого же "хорошего" качества кого-то из родителей. Наоборот, если у ребенка что-то плохо или "не так", то они видят в этом отражение такого же плохого качества в себе самих. Посредством ребенка то "злое", что было скрыто, только обрело форму и стало видимым.

До того, как ребенок родился, родители психологически готовятся к его появлению. Они мечтают о ребенке и фантазируют, о его будущем. Ребенок, который рождается, вероятно, всегда отличается от того ребенка, о котором родители мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. Но если родившийся ребенок совсем не похож на того ребенка, которого они желали, если у него имеются нарушения развития или очевидные физические ограничения, или если желания родителей чересчур нереалистичны, барьер между чаяниями и реальностью может стать труднопреодолим. Тогда родителям труднее найти контакт с действительным ребенком и признать его.

Когда рождается ребенок с ограничением, родители внезапно "теряют" своего здорового, совершенного ребенка, которого они ждали. И также внезапно они получают ребенка, которого они боятся, который вызывает у них отчаяние. Потеря одного ребенка - желанного "Ребенка их мечты", с которым они, возможно, уже давно связывали свои фантазии, мечты и надежды, - и привыкание к ребенку с ограничением, может быть связаны с огромными трудностями для родителей. Получается, будто все приготовления к появлению нового члена семьи стали не нужны, поскольку родился не тот ребенок, о котором мечтали родители. Мечты и мысли об ожидаемом "Ребенке их мечты" внезапно разбиваются, и, вместе с тем, требуется, чтобы родители окружили заботой и полюбили нового незнакомого ребенка, которого они боятся. Поскольку оба эти процесса, собственно говоря, происходят одновременно, нет времени на то, чтобы до конца понять и смириться с потерей желанного ребенка, все их духовные силы и их любовь требуются для нового ребенка с ограничением. Очень важно (и в дальнейшем это будет иметь большое значение) то, что ограничение обнаруживается внезапно, и мать к этому не подготовлена ни морально, ни физически. Когда она полна ожидания и целиком переполнена радостью материнства, она вдруг обнаруживает, что потерпела неудачу. И она чувствует себя так, словно новорожденный ребенок нанес ей удар - это неполноценное, чужое существо, которое она родила, не оправдал ее ожиданий.

Когда ограничение нельзя излечить, непоправимость того, что произошло, заставляет мать почувствовать себя в ловушке. Она совершенно бессильна. Её охватывает паника, и она не видит никакой возможности "сбежать".

Фаза вторая «Неадекватное отношение к дефекту». Характеризуется негативизмом и отрицательным восприятием поставленного диагноза, что в свою очередь является защитной реакцией.

Отрицание диагноза часто является самой первой реакцией, когда родители начинают понимать, что у ребенка имеется ограничение.

Отрицание ограничения может проявляться таким образом, что родители постоянно пытаются доказать, что у ребенка нет ограничений. Они могут, например, принуждать своего ребенка делать больше того, что ему, собственно говоря, под силу.           Попытка отрицать диагноз необязательно деструктивна. Она может, например, помочь родителям не подпускать к себе угрожающую депрессию. Но иногда хватает сознательного полуотрицания или сознательной нереалистичной мечты.

"С одной стороны, я должна верить, что мой сын сможет окончить гимназию. С другой стороны, я знаю, что это невозможно. Но если бы я не продолжала верить, что он однажды сможет это сделать, я бы сошла с ума ", - говорит одна мама.

Фаза третья «Частичное осознание дефекта ребенка». На этой фазе родителей угнетает постоянная зависимость от потребностей ребенка, отсутствие у него положительных изменений. Если это такое ограничение, которое нельзя исправить, например, умственное ограничение, проблемы могут продолжаться долго. Родителям придется настроиться на то, что ребенок никогда не сможет достичь всего того, чего они ожидали и на что надеялись. Они навсегда теряют то чувство уверенности (пусть даже и нереалистичное), которое бы они испытывали, если бы ребенок рос нормально развитым. И они боятся будущего, полного тревоги и испытаний.

Фаза четвертая «Психологическая адаптация к ребенку». 

На данной стадии все члены семьи начинают адаптироваться к ребенку-инвалиду. Семья не только воспринимает болезнь крохи, но и начинает следовать рекомендациям врачей по лечению заболевания. Увы, не все родители воспринимают инвалидность ребенка как реальность, начинают правильное лечение и обретают жизненный смысл.

 Многие семьи не могут самостоятельно принимать разумные решения, в результате чего нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. Семья начинает страдать от накладывающихся медицинских, экономических и социально-психологических проблем. А это в свою очередь приводит к ухудшению качества жизни семьи, могут возникать разногласия и ссоры. Основная проблема в данном случае — потеря всего смысла дальнейшей жизни и желание изолироваться и отгородиться от насущных проблем. Родителям необходимо задуматься над тем, что детей-инвалидов в настоящее время очень и очень много. И каждая семья пытается найти выход из трудной, на первый взгляд, ситуации. Родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Эти отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе, закладываются основы нравственности, формируются базовые стереотипы поведения и культурные нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества ребёнка, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром.

Как может происходить непосредственное общение с ребенком -  инвалидом?

Стили общения с ребенком:

Гиперопека, авторитарный, равнодушие.

 Часто случается так, что родители, которые не выносят, какого бы то ни было контакта с ребенком, становятся преувеличенно заботливыми по отношению к нему. Они изливают на него видимое внимание, начинают гиперопекать его и стараются различными способами скрыть даже от самих себя то, что их чувства к ребенку не только положительны.  Либо родители тогда становятся пассивны ко всему, что касается ребенка, и могут игнорировать его самые основные потребности. Им кажется, что ничего уже не имеет никакого значения, поскольку у ребенка, в любом случае, имеется ограничение.

2. Школьный период

Уже в старшем дошкольном возрасте родители начинают понимать, что их ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе. О нетипичности ребенка родители могут узнать в первые несколько лет после рождения. В таких ситуациях родители вроде бы и замечают некоторые «нюансы» развития ребенка, но успокаивают себя тем, что, возможно, все обойдется или малыш просто перерастет. Узнать об отклонении (в основном в интеллектуальном плане) родители могут на психологической комиссии при поступлении в детский сад. Обычно в такие моменты родителям сообщают о том, что ребенок не сможет проходить обучение в обычном детском саду и школе.

3. Подростковый период

В подростковом возрасте уже сам ребенок начинает осознавать свою инвалидность, что приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и с противоположным полом. Дети-инвалиды начинают обособляться от общества. Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, активным развитием самосознания и самооценки. Ребенок хочет самоутвердиться в обществе, найти «общий язык» со сверстниками. Именно в такие моменты ребенок узнает, что он не похож на остальных ребят, потому что является инвалидом. Особенно тяжело приходится родителям — ребенок переживает и подростковый период (половое созревание, психологическая перестройка, изменения в сердечнососудистой и костной системах), и осознание своей инвалидности.

         

        Давайте повторим стадии восприятия родителями рождения ребенка  с ограниченными возможностями здоровья. Сначала — шок, затем отрицание, после этого депрессия и только потом — принятие ситуации. 

         Протекание и длительность каждой из этих стадий зависит от того, что делают сами родители. Самый лучший вариант – это конструктивный (полезный, положительный) исход, принятие ситуации и, как следствие, помощь ребенку и продолжение собственной обычной жизни. Наша с вами задача помочь родителям конструктивно выстроить жизнь ребенка посредством спорта.  Помните что, « в работе с родителями ребенка с ограниченными возможностями нужно очень серьезно относиться к каждой родительской реакции, чтобы выработать общую платформу и поспособствовать подлинному сотрудничеству в семье» говоря словами Гурли Фюр, доктора философии, дипломированного психолога и психотерапевта, практикующую в Каролинском Институте г. Стокгольма. Для нас ценна точка зрения: инвалид — человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества.  Соответственно только позиция партнерских отношений  тренера, инструктора и методиста  с родителями позволит решить задачу социализации             ребенка - инвалида в обществе посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом.

  Библиографический список:

1.Гурли Фюр «Запрещенное горе» Минск  «Минсктиппроект» 2003г.

2. А.А. Крылова, С.А Маничева «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии».

3.Ю.Ф.Гаркуша «Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление».

4.А.А.Венгер «Психологические рисуночные тесты».

5. М.И. Станкин «Общая психология».

6. Б.С. Волков, Н.В.Волкова «Детская психология».

7. С.А. Козлова, Т.А.Куликова « Дошкольная педагогика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие особого ребенка в условиях семьи"

Ребенок — инвалид... Как часто мы сталкиваемся с такой проблемой? Каждый из нас, узнав о беременности, только и мечтает о том, чтобы кроха родился здоровым....

Статья на тему: "Развитие особого ребенка в условиях семьи".

Ребенок — инвалид... Как часто мы сталкиваемся с такой проблемой? Каждый из нас, узнав о беременности, только и мечтает о том, чтобы кроха родился здоровым. Мы с содроганием ждем первое УЗИ, чтобы узн...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственн...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – эт...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Перед современными  родителями состоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компанента гармоничного речевого общения....