Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.
статья (старшая группа) по теме

Косиковская (Ченцова) Наталья Анатольевна

 

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению даной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_detsada.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы  «Школа 717»

Лариса Геннадьевна Лукманова

(старший воспитатель дошкольного отделения)

Наталья Анатольевна Ченцова

(воспитатель подготовительной группы)

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

В настоящее время, когда есть возможность родителям посидеть с ребенком дома до 5 лет, многие родители рассуждают: - Чем позже отдам ребенка в детский сад, тем он крепче и здоровее будет.

Понятна тревога мам и бабушек: - Будут ли моего ребенка любить, так как я? Будут ли понимать моего ребенка, что он хочет? Не будут ли его обижать другие дети? И много других вопросов, которые волнуют родителей.

Конечно, у ребенка есть семья и он находится под защитой родных, но для того, что бы адаптироваться в социальной среде, ребенок должен общаться не только с взрослыми, он должен научиться общаться со своими сверстниками, в детском коллективе.

От того, как происходит процесс  социализации, во многом зависит его дальнейшая жизнь, поскольку в этот период формируется личность ребенка, понимание собственного места в обществе.

Как же безболезненно помочь взрослому и ребенку преодолеть этот период?

В первую очередь родители сами должны быть готовы к тому, что их ребенок идет в детский сад. За несколько месяцев, до выхода на работу мамы, начните подготовку ребенка.

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, а на прогулке покажите  площадку, где он будет играть, понаблюдайте за играми детей.
  2. Объясните, что у него будет много новых друзей.
  3. Покажите фотографии и видео о праздниках, соревнованиях и развлечениях.
  4. Познакомьтесь с воспитателем группы, объясните, зачем он идет в детский сад и чем  он там будет заниматься .
  5. Поиграйте с детьми в подвижные игры, которые сближают детей, развивают коммуникативные навыки.
  6. Научите ребенка пользоваться средствами гигиены, пользоваться туалетом.

Конечно, многое зависит в этот период от взрослых. Родителям и педагогам, надо научиться слушать и слышать ребенка, быть другом для него. Прекрасно, если ребенок будет делиться своими переживаниями с родителями и чувствовать их поддержку.

Стоить помнить, что с первых дней, ребенок может ощущать дискомфорт, переживать и скучать по маме, что может привести к нежеланию, посещать детский сад.

Если у ребенка в этот период адаптации возникают проблемы в общении со сверстниками, ему надо постараться помочь.

                       

Вика 6 лет. У Вики в детском саду не много подружек и она не слишком общительная девочка. Мама с воспитателем, решили помочь девочке исправить ситуацию. На праздник «Осени», маме было предложено организовать выставку даров природы. В программе вечера, были представлены различные интересные поделки, сделанные своими руками. Мама вместе с Викой рассказывали, как они придумали интересные работы. Затем во время чаепития мама вынесла пирог с яблоками и сказала, что этот пирог ей помогла испечь ее дочь Вика. Вика смогла почувствовать себя в роли хозяйки вечера, более близко пообщаться с девочками. Совместное приготовление пирога и участие в мероприятии, заметно улучшило уровень ее популярности, и большее количество детей захотело с ней дружить.

Правильное, разумное отношение к ребенку родителей очень важно. Будьте внимательны к жалобам ребенка. Если малыш и не хочет идти в садик и жалуется на воспитательницу, не спешите бежать к заведующей и устраивать скандал. Поговорите с ребенком, что именно ему не нравиться, но в вашем вопросе не должна звучать подсказка к ответу: - Тебя ругают? На тебя кричат? Вполне возможно, что ребенок воспринимает громкий голос воспитателя, как обиду. В раннем возрасте возможны фантазии ребенка, это свойственно в детской психологи. Поговорите с воспитательницей — не предъявляя претензий, обсудите, поведение и воспитание ребенка. Скорее всего, вы сможете сообща исправить ситуацию.

Ярослав 4,5 года. В течение всего дня подвижен, активен, легко контактирует с детьми. Адекватно реагирует на замечания воспитателя. Легко поддается воспитанию. Как только за ребенком приходит мама, ребенок становится неуправляемым, капризным, плаксивым. Как выяснилось в беседе с мамой, за хорошее поведение в детском саду, обещает ребенку различные призы, но свои обещания не выполняет. Мамочка поясняет ситуацию тем, что ребенок маленький и может забыть обещанное.

Обманув единожды, можно навсегда потерять доверие ребенка.

Все это ошибки взрослых, из-за которых страдают ваши дети.

  1. Недостаток времени для ребенка.
  2. Применение угроз или физических наказаний.
  3. Подкуп ребенка, или товарно-денежные отношения.
  4. Чрезмерное требование к детям.
  5. Диктат (навязывание своего мнения).
  6. Ревность (братик остался дома, а я должен идти в садик).
  7. Ссоры родителей на глазах у детей, унижение одного из родителей.

Семья Ивановых. Сереже 4,5 года. Папа с мамой постоянно выясняют, кто поведет Сережу в садик. Родители заняты, перекладывают друг на друга свои прямые обязанности. Все происходит на глазах у ребенка. Сережу со слезами заводят в группу и оставляют, а дальше разберется воспитатель…

Мама встревожена, беспокойна, суетлива, торопится сама и торопит ребенка, ничего хорошего из этого не получится, тем самым мамочка программирует своего ребенка на изначально неудачный день.

Конечно, многое зависит и от воспитателя в этот важный период жизни ребенка. Педагогу следует, прежде всего, любить детей, ребятам нравится в воспитателях эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь. Культура общения воспитателя, умение организовать деятельность детей таким образом, что ребенок, который пришел в детский сад без какого либо социального опыта компенсирует и приобретет его. Родители должны быть уверены, что ребенку, в плане социализации, посещение детского сада будет только на пользу.

Это основные моменты, чем должен обладать воспитатель, но не стоит, исключат самого главного ИГРУ – как средство воспитания, обучения, развития и адаптации, как самостоятельную деятельность, где дети общаются друг с другом.

Артёму 5 лет. Ребенок готовится посещать детский сад, готовятся и в саду к его встрече. - Ребята, завтра к нам в группу придёт Артём. Он будет вместе с вами посещать детский сад и вместе с вами играть в разные игры. - А в какие игры вы любите играть? (Ответы детей) – Артём любит играть с машинками, его папа водитель автобуса, а мама Артёма заботится о младшей сестренке…

Наследующий день все дети ждали приход нового ребенка.

- Здравствуй Артём, мы тебе рады!!!

Мама с улыбкой на лице поцеловала сына и быстро удалилась, Артем вместе с детьми вошел в группу.

- Какая у тебя красивая машинка! - А кто твой папа? - А как зовут твою сестренку?

Когда за Артёмом пришла мама, то между ними завязалась интересная беседа. Маму интересовало, абсолютно все и сын с радостью делился своими новыми впечатлениями.

Непроизвольно, через игру, дети оказались великолепны помощниками воспитателю и маме. Первые дни адаптации ребёнка в детском саду самые сложные и большая ответственность за спокойствие и настроение ребёнка ложится на маму. Если мама с вечера говорит ребенку о том, что завтра у него интересный день, в садике его любят и ждут и утром мама с улыбкой будет ребенка, не торопясь, собираясь в детский сад, то и ребенок будет спокоен.

ТАКИМ ОБРАЗОМ: правильная выстроенная работа педагога, терпение и доверие, непосредственное участие родителей, только тогда, когда родители и педагоги будут одной командой, тогда успех гарантирован, и ребенок осилит адаптацию. А если посреди поля родители и дети будут играть в разные ворота, то успех адаптации печален.

Уважаемые родители, будьте терпеливы, проявляйте заботу и внимание к своему малышу, и тогда у него и у вас все получится.

----------------------------------------------------------------------------------------

Затронутые в статье вопросы, не единственные, их намного больше. В одной статье о них не напишешь. Надеемся на взаимный диалог, что у вас возникнут вопросы, на которые постараемся ответить в следующих статьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ...

Статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ...

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации младших дошкольников в ДОО

laquo;Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут» В.В. Путин Основные задачи работы с ро...

Рекомендации для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация в детском саду-тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков....

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...