"Разнообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) по теме

Селезнева Татьяна Николаевна

Статья для родителей, где представлены многие способы: чем можно наполнить развивающую среду дома,чтобы использовать для развития мелкой моторики рук дошкольника. Приведены примеры, как использовать эти методы и приемы при совместной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Разнообразие способов развития мелкой моторики рук у детей

раннего и младшего дошкольного возраста».

                                                                          Составила Селезнева Т.Н.,воспитатель ГБДОУ д/с №35

                                                                                              Санкт-Петербург, г. Колпино, май 2014 года.

                                                                                   

  Аннотация: « Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».                                                                                                                  /В.А.Сухомлинский/                                     

Разнообразные способы развития мелкой моторики рук помогут родителям грамотно и с пользой  организовать дома развивающую среду и использовать ее в совместной деятельности с детьми. Расширение их кругозора поможет повысить компетентность в данном вопросе. Родители смогут стать  полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Ключевые слова: Развитие, мелкая моторика рук, ребенок – педагог – родитель, игра, развивающая среда.

 В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною подобрана информация о многообразии способов развития мелкой моторики рук у ребенка: При работе с семьей хорошо использовать такую инновационную форму взаимодействия, как мастер-класс, где педагог с использованием приемов ИКТ и практических занятий знакомит родителей с различными технологиями и методами, используемыми в воспитательно-образовательном процессе.

* Родителей можно познакомить с лепкой из соленого теста. Педагоги могут дать словесную консультацию и на примере детских работ объяснить технологию выполнения творческих работ по данной методике. Можно организовать выставку совместного творчества детей и родителей «Елочная новогодняя игрушка» .

*Для развития мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста можно широко использовать методику «Рисование пальцем», которая была описана еще в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особую популярность. Родителям нужно дать информацию о том, что рисование пальчиками используют да же в годовалом возрасте. Только важно при этом следить, чтобы малыш не захотел попробовать пальчики на вкус. Краски лучше использовать специальные – для пальчикового рисования. Существует несколько техник пальчикового рисования: Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты ( бабочка – вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально) и т.д. Рисуем пальчиками , а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры),прикладываем пальчики( раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (получим цветы и зимние снежинки) и т.п. Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки) .Объединяйте техники и создавайте свои шедевры! Не забывайте хвалить маленького художника и сделайте на память альбом пальчикового рисования.

Так же хорошо не забывать творческое  рисование ватными палочками; пластилинографию с использованием природного материала и выполнение работ из мятой бумаги. Что же такое  Пластилинография ? Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности тесьмой, бисером, природным материалом. Основные приемы: надавливание, размазывание подушечкой пальца, отщипывание, вдавливание. На первых порах знакомства с этой техникой дети учатся скатывать маленькие «шарики» между двумя пальчиками (большим и указательным), если моторика пальцев слабая – можно использовать скатывание «шариков» ладошкой круговыми движениями на доске для лепки.  Дети учатся заполнять «шариками» прорисованные контуры на плоскости или создавать ритмичные узоры; так же учатся приемам раскатывания «колбасок» и выкладыванию из них объектов на плоскости (сначала прорисованных педагогом). Затем идет надавливание, вдавливание и размазывание пластилина подушечкой пальца, не выходя за контур рисунка и заполняя его весь. Дети учатся пользоваться стеками, печатками и в конечном итоге в старшем дошкольном возрасте создают  самостоятельно творческие работы. 

*Для обогащения тактильных ощущений и тем самым приобретения опыта по взаимодействию с предметами, хорошо использовать экспериментальную деятельность. Дома и в детском саду детям можно предложить выкладывать объекты на плоскости из круп и предметов домашнего обихода (пуговицы, ватные палочки и т.п. ).

* Так же на поднос можно высыпать крупу и познакомить, как можно на ней рисовать. Ваш малыш приобретет большой  тактильный опыт и получит огромное удовольствие.                                                                            

* Предлагайте чаще играть в различные виды конструктора и обыгрывать постройки     мелкими игрушками. Хорошо помогают развивать мелкую моторику шнуровки, волчки, лабиринты.

* При формировании элементарных математических представлений для интеграции широко используются игры с ленточками и  с мелкими геометрическими фигурами.

* В совместной деятельности используйте мозаики, игры с прищепками.

* Так же помогают в этом раскраски, трафареты и разного вида застежки.

*Ещё одним из распространенных способов развития мелкой моторики рук ребенка является -  многофункциональная доска с замочками и вкладыши.

* При знакомстве со сказками широко используется пальчиковый театр, который так же благотворно влияет на формирование ручных умений.

*Разнообразная тематика пальчиковых гимнастик и игры с пазлами то же несут в себе посыл для более углубленной работы по развитию и закреплению основных движений мелкой моторики кистей рук.

*Самым доступным и элементарным в этом направлении является - массаж кистей рук ( дома можно предложить ребенку катать между ладонями круглую щетку для волос, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.

                                      Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».

Чтобы увлечь детей, надо только одно – быть примером, быть увлеченным самому и, конечно, что-то уметь делать. Сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» - результат захватывающего процесса в этих видах деятельности ребенка с мамой (папой, бабушкой, дедушкой). Творите, развивайтесь вместе со своими детьми!!!

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                              ( В.А. Сухомлинский )

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В данной консультации для родителей содержится описание всевозможных упражнений, развивающих мелкую моторику рук дошкольников....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Когсультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детейраннего и младшего дошкольного  возраста»....

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...

Консультация для родителей:Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Укрепить родителей в правильности  работы  мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного  возраста»....

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....