папка-передвижка для родителей по гендерному воспитанию детей
статья (младшая группа) по теме

Хромова Надежда Александровна

Папка знакомит родителей с тем, как воспитывали детей наши дедушки и бабушки, какие пестушки и потешки пели мальчикам и девочкам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хотелось бы рассказать вам о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

Баю-баю, баю-баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

Схватит Сашу за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый листок.

Под кусточком камушки,

Плохо жить без мамушки.

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

     Мою детку не  буди.

 Темной ноченькой не спится,

Наша деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Машу не пугай.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

Якимка, Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку:

Пеструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, козляток,

Овечек, ягняток,

Курочку с хохолком,

Аленка-маленка

Шустра-быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело.

  Петушка с гребешком.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\212.png



Предварительный просмотр:

  • Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
  • Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
  • Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.
  • Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
  •  Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
  •  Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
  • Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
  •  Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка - передвижка на тему: " Народные традиции в воспитании детей"

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов становления ребенка и его личности , формированания у него первых представлений об окружающем мире. Это период , когда ребенок переживает все то, что...

РОДИТЕЛЯМ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом ...

Памятка для родителей по гендерному воспитанию детей

Помните, что у вас не просто ребенок, мальчик или девочка, а личность, которая нуждается в индивидуальном подходе....

Папка-передвижка "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей"

Папка-передвижка "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей"...

Памятка для родителей по гендерному воспитанию детей

Помните, что у вас не просто ребенок, мальчик или девочка, а личность, которая нуждается в индивидуальном подходе....

Консультация для родителей о гендерном воспитании детей "Дружба мальчиков и девочек"

Консультация для родителей о гендерном воспитании детей "Дружба мальчиков и девочек"...