ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
консультация на тему

Темнова Светлана Борисовна

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации родителям45 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Игровые задания для развития предпосылок

песенного творчества у детей 2-4 лет.

«Игра с машиной».

     Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би-би-би!» Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающихся по высоте.

«Игра с птичкой»

      Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).

«Игра с лошадкой»

      Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, проговаривая «цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка сначала скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.

«Колыбельная кукле»

     Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.

«Кукла танцует»

     Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля».

     Примечание. Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.

Игровые задания для развития

песенного творчества у детей 5-7 лет.

     * Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).

     * Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).

     * Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

     * Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.

     * Вести певческую перекличку. Взрослый «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.

     * Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.

     * Закончи мелодию.                

 Чтобы выполнить  игровое задание для развития творчества в пении, дети должны запомнить текст. Затем им предлагается послушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить ее, пропевая недостающие в конце звуки.

     В дальнейшем могут предлагаться только тексты, где и вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются. Например:

«Что-то Машеньки не слышно?»

«Погулять, наверно, вышла!»

«Пчела жужжит», слова А.Гангова, музыка Т.Ломовой.  

У пчелы полно хлопот.

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу». (2 раза).

         Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою «песенку пчелы» на слоги «жу-жу-жу».

«Пароход гудит», слова А.Гангова, музыка Т.Ломовой.

Машет с пристани народ, отплывает пароход.

Отплывает пароход, над рекой гудит гудок.

«У-у! У-у! У-у! У-у!».

Предложите детям послушать песню, обратите их внимание на то, что звукоподражание построено на двух контрастных звуках (низком и более высоком). Взрослый пропевает звукоподражание, меняя ритмический рисунок. Затем предлагает ребенку нарисовать пароход и придумать свою песенную интонацию на звук «у»

«Мишка», слова А.Барто, музыка Т.Бырченко.      

Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу, потому что он хороший.

     Предложите ребенку послушать песню в исполнении взрослого. Затем задание выполняется ребенком самостоятельно. Необходимо предварительно обговорить настроение самого поэтического текста и мелодии, его отражающей.

«Самолет», слова и музыка Т.Бырченко.      

Что там в небе летит?

Что там  в небе гудит?

У-у-у, у-у-у, у-у-у, у-у-у.

Взрослый знакомит детей с песней и показывает, как можно по-новому спеть окончание мелодии, меняя 2-3 раза ритмический рисунок и мелодию. Предлагает детям по-разному спеть музыкальную фразу на звук «у».

     * Сочини песню.

     Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, затем просит детей поискать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».

«Колыбельная».

Мама Валечку качала

И, качая, напевала:

А-а-а, а-а-а…

                               Н.Френкель.

«Марш»       А.Шибицкая.

Кто шагает ряд за рядом?

Это мы идем отрядом.

«Осенью»

Улетают птицы вдаль,

Расставаться с ними жаль.

«Весной»

Весенний день звенит!

Встречай, скворец летит!

«Плясовая»

Я притопну каблучком, я махну платочком,

Полечу я ветерком, закружусь листочком!

«Веселая песенка»       А.Ганчева.

Солнце ярко светит, весело на свете.

Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля., весело на свете!

«Грустная песенка»

Дождик льет как из ведра,

Загрустила детвора.

«Музыкальное лото».  

     Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок (на картинках могут быть  нарисованы: зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т.д.). Картинки-дубликаты находятся у ведущего.

     Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Ведущий читает текст:

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

     Ребенок, у которого на карточке рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.

     Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенок, стихов. Например:

Утром на опушке квакали лягушки.

«Осень»

     Взрослый читает стихотворение И.Токмаковой «Осенние листья» и предлагает подумать, каким настроением проникнуто стихотворение:

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, березовый, красный, разноцветный.

     Попросите сочинить песню на этот текст. Сначала можно импровизировать, не используя никакого музыкального инструмента, то есть только петь. А затем, чтобы украсить мелодию, хорошо подыграть себе на каком-нибудь ударном инструменте (пусть его выберет сам ребенок). Напомните юному композитору, что в песне обычно бывает вступление и заключение.

«Времена года в цвете и звуке»

     Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е.И.Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима»,  «Весна»,  «Лето»,  «Осень». Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетаниями разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.

     Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т.д.).

     Чтобы легче было выполнить игровое задание, можно представить себя в жаркий день купающимся в реке, издавая нужные возгласы и звуки. Можно вспомнить, как чувствует себя человек хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ и провожая взглядом улетающую стаю птиц. Будет ли в этом случае напев таким же радостным и восторженным, как первый? А что бывает, когда мороз больно пощипывает озябшие руки? Чем отличается весеннее настроение, когда ярко начинает зеленеть трава, везде распространяются запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному греет землю? Если зима, весна, лето, осень запомнились как-то по-другому, значит это тоже должно отразиться в четырех коротких напевах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Задания на формирование песенного творчества детей

Цель: учить детей сочинять песенки персонажей известной им сказки, перевоплощаясь в их образы....

Фольклор как средство развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...

Презентация "Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей"

Формирование у детей способов самостоятельного применения выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве...