Психолого-педагогическая поддержка первого ребенка как условие формирования новых взаимоотношений между членами семьи
консультация на тему

Калышко Дарья Владимировна

Статья о психолого-педагогической поддержке первого и каждого последующего ребенка, способствующей успешной социализации, выбору стратегий адаптивного поведения и гармоничному развитию личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kalyshko_d.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере, как первого, так и каждого последующего ребёнка. В связи с этим нуждается в разработке вопрос о психолого-педагогической поддержки каждого ребенка в семье, особенно первого и каждого последующего рожденного ребенка. Необходима разработка вопроса о психолого-педагогической поддержке первого и каждого последующего ребенка, способствующей успешной социализации, выбору стратегий адаптивного поведения и гармоничному развитию личности в целом. Именно в семье человек в своих повседневных контактах с близкими людьми обучается правилам и нормам, формируя тем самым собственную поведенческую природу.

Влияние родителей на каждого ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на них, а представления о каждом ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль адекватного восприятия родителями каждого ребенка в создании благоприятных условий для их личностного роста трудно переоценить.

Вопросами семейного воспитания, изучением стилей и типов семейного воспитания занимаются Э.К. Васильева, А.Я. Варга, Н.А. Виноградова, И.А. Герасимова, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, Т.А. Куликова, А.Е. Личко, М.Н. Недвецкая, Э.К. Никитина, В.Л. Ружже, В.А. Сергеева, А.С. Спиваковская, Е.А. Шашенкова, Э.Г. Эйдемиллер и многие другие авторы.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической поддержки. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические и педагогические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Таким образом, цель исследования: выявить и описать особенности организации психолого-педагогической поддержки первого ребенка в семье как условия формирования новых взаимоотношений.

В теоретической главе «Педагогические условия формирования взаимоотношений в семье» нами раскрыты: понятие и сущность характеристики семьи, как социокультурной среды воспитания детей; проанализированы современные типы семьи, детско-родительские взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка; выявлены особенности воспитания в семье одного и более детей. Сделаны следующие выводы:

- семья - это малая социальная группа, в которой происходит становление личности ребенка. Семья имеет различные характеристики, прежде всего она выполняет ряд функций. Основными функциями мы считаем воспитательную функцию, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия. Семья является социокультурной средой, так как она первая и часто единственная среда, которая формирует личность ребенка, влияет на формирование и изменение социальных установок, а также на выбор стратегий адаптивного поведения.

- проанализировав типы семей и детско-родительские отношения, мы сделали вывод, что родителям необходимо соблюдать правила, ряд принципов, чтобы правильно выстроить тактику общения с ребенком, все эти условия соблюдаются в благополучных семьях. Для этих семей характерен высокий уровень психологического здоровья, сходства семейных ценностей, социально-ролевой адекватности членов семьи, эмоционального удовлетворения в семье, устремленности на семейное долголетие.

Таким образом, изучив особенности воспитания детей в семье, в зависимости от количества и порядка рождения, мы выявили, что у единственного ребенка завышенная самооценка, он сильно переживает неудачи и поражения. Когда в семье двое детей родителям важно правильно организовывать воспитательный процесс, индивидуализировать каждого ребенка. У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я».

Нами проведено исследование взаимоотношений детей в семье по методике «Сказки Дюсса». Были получены следующие результаты: 5 детей из 20 ответили на все вопросы положительными ответами, что говорит о правильно психолого-педагогической поддержке старшего ребенка. У 11 детей преобладают положительные ответы, но 1-2 ответа – негативные. Это указывает на то, что родители уделяли недостаточное внимание старшим детям, в период подготовки к рождению младшего брата или сестры. У 4 детей наблюдалось враждебное отношение к своим младшим братьям или сестрам, что говорит о неправильной организации психолого-педагогической поддержке первого ребенка.

В нашем исследовании было важно изучить особенности отношения родителей, в частности мам, к своему первому ребенку. Для исследования был применен тест-опросник родительского отношения к детям, разработанный А. Я. Варга, В. В. Столиным. В качестве испытуемых выступили семьи с одним и двумя детьми.

Нами получены следующие результаты: в семьях с одним ребенком родители не устанавливают достаточную психологическую дистанцию между собой и ребенком, ограждая его от забот, всегда стараются быть ближе к ребенку, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Также в семьях с одним ребенком используются в воспитательных целях высокий уровень контроля, прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

В семьях с двумя детьми родители предоставляют старшему ребенку больше самостоятельности, что положительно сказывается на его развитии. Но в тоже время полученные результаты исследования позволяют нам сделать вывод, что родители первенца зачастую видят ребенка младше своего возраста, считают его недостаточно развитым, недостаточно смышленым. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка призвана решать проблемы не только социального характера, но и прежде всего, помочь ребенку в становлении личности. Психолого-педагогическая поддержка дополняет, усиливает эффективность процессов воспитания детей.

Таким образом, в процессе исследования была подтверждена гипотеза о том, что психолого-педагогическая поддержка первого ребенка при формировании новых взаимоотношений между членами семьи, имеет следующие особенности: создание педагогических и психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к новым взаимоотношениям в семье.

Литература:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2008. – 320 с.
  2.  Сергеева В.П., Никитина Э.К. и др Основы семейного воспитания. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
  3. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М: Рама Паблишинг, 2010. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"

Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...

Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)

Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....

ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.

Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию систем...