материалы для родителей
материал (младшая группа) на тему

Лебедева Надия Абдулбяровна

в помощь родителям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_detskom_sadu.docx14.07 КБ
Файл vozbuzhdennye_deti.docx14.65 КБ
Файл konflikty.docx13.82 КБ
Файл krizis_3_let.docx14.93 КБ
Файл osobennosti.docx13.71 КБ
Файл strakhi.docx13.66 КБ
Файл temperament.docx14.2 КБ
Файл chto_dolzhen_umet_rebenok_k_3_godam.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей при поступлении в детский сад

Что такое адаптация?

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. В данном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют 2 критерия успешной адаптации:

 - внешний – проявляется в адекватности поведения ребёнка способности легко и точно выполнять требования среды.

 - внутренний – эмоциональная удовлетворённость.

Адаптации к саду проходит в 3 этапа:

1. острая фаза (период дезадаптации)

Сопровождается колебаниями настроения и самочувствия, что приводит в снижению веса, частым распираторным заболеваниям, нарушению сна, ухудшению аппетита, торможении речевого развития. Длится в среднем 1 месяц.

2. подострая фаза (собственно адаптация)

Поведение ребёнка приобретает адекватный характер. Может замедлится темп развития, особенно психического, по сравнению с возрастной нормой. Длится в среднем 3-5 месяцев.

3. фаза компенсации (период адаптированности)

Темп развития ускоряется, в результате чего дети к концу года соответствуют возрастной норме. Поведение становится более спокойным.

Адаптационный период может сопровождаться негативными проявлениями:

 - Физиологические проявления

повышение температуры и давления;

временная остановка роста;

снижение иммунитета, увеличение простудных заболеваний; нервозность, ухудшение сна; сокращение словарного запаса, временная остановка речевого развития;

временная остановка умственного развития, ожжет произойти своеобразный возврат в более ранний возраст;

- Поведенческие проявления 

упрямство;

грубость;

дерзость;

неуважительное отношение к взрослым;

лживость;

лень;

своеобразные негативные проявления в поведении – это попытки обратить на себя внимание;

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?

  1. старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к саду, потому что он чувствует Ваши эмоции
  2. обязательно придумайте ритуал прощания и ритуал встречи (чмокнуть в щёчку, помахать рукой)
  3. по возможности, ребёнка в садик должен приводить кто-то один. Так он быстрее привыкнет к расставанию по утрам
  4. не обманывайте ребёнка, забирайте его домой вовремя, как пообещали
  5. разрешите ребёнку брать с собой в сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме
  6. в присутствии ребёнка избегайте критических высказываний в адрес детского сада и сотрудников
  7. в выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка
  8. не отучайте ребёнка в период адаптации от вредных привычек (сосание соски)
  9. создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье
  10. на время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка. Театра
  11. будьте терпимее к его капризам
  12. не пугайте, не наказывайте его садом
  13. уделяйте ребёнку больше своего внимания, играйте вместе с ним, каждый день читайте малышу
  14. не скупитесь на похвалу
  15. эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом !



Предварительный просмотр:

Дети  с повышенной возбудимостью

Бывает, что дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, сниженным вниманием.

Ребенок в целом очень суетлив, его действия хаотичны и беспорядочны.

В детском саду, они, как правило, считаются неуправляемыми и доставляют много беспокойства своим воспитателям.

Чем они мешают в детском саду? Они вертятся на занятиях, шумно играют, провоцируют конфликты со сверстниками, вмешиваются в разговоры, перебивают взрослых, трогают или берут то, что им не положено, ломают игрушки.

У специалистов такое поведение рассматривается как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Важно знать, что такие дети хотели бы вести себя хорошо, но не могут этого сделать из-за трудностей концентрации внимания. Их шумное поведение не объясняется избалованностью или изъянами воспитания.

Часто таким детям требуется помощь психоневролога, чтобы определить терапевтическую тактику. Дальнейшее зависит от родителей, насколько они готовы сотрудничать со специалистами.  

Что нужно помнить?

 - с пониманием относитесь к поступкам ребенка

 - запаситесь терпением и выдержкой. Не считайте ребенка шалуном. Помните, что к нему нужен особый подход.

 - не следует предъявлять к ребенку жестких, повышенных требований, которые он не может выполнить, но и не допускайте вседозволенности.

- настаивайте на своем, но доброжелательно, с улыбкой.

- будьте последовательны в своих требованиях к ребенку.

- избегайте шумных кампаний. Не берите по возможности ребенка в крупные магазины, стадион, где окружающая обстановка будет действовать на ребенка возбуждающе

- организуйте с ребенком совместные спокойные прогулки, игры, занятия.

- как можно реже употребляйте слово «нельзя». А если что-то запрещаете, то ни в коем случае не отменяйте своего решения. Помните о важности последовательности своих действий.

Чаще хвалите своего ребенка, не скупитесь на добрые теплые слова – это очень хорошее средство для всерхвозбудимого малыша.

Во что поиграть с ребенком?

«Запомни картинки».

Разложите перед ребенком 5-10 красивых картинок (открыток). Затем предложите рассмотреть их в течение 20 секунд. Перемешайте и попросите ребенка выложить снова картинки так, как они лежали. Хорошо, если у вас будет второй набор картинок и вы сможете сохранить образец, чтобы свериться с ним.

Игра со счётными/деревянными палочками.

Можно придумать несколько рисунков из простых линий и попросить ребенка собрать точно такие же. Или же придумать пару картинок самостоятельно. Как правило, детям нравится перебирать в руках небольшие цветные предметы.

Предложите ребенку раскрасить раскраски.

 Вы можете приобрести раскраски по тем сказкам, которые читаете ребенку. Ему будет интересно сделать цветными любимых персонажей, а так же это поможет задействовать долговременную память, чтобы вспомнить кто во что был одет, какого цвета были волосы и т.д.

Предложите малышу игры-шнуровки.

Они развивают внимание, мелкую моторику, усидчивость. Они могут быть очень занимательными. Например, деревянное яблоко со смешным червячком на веревочке очень понравится как ребенку, так и вам. Деревянное дерево, к которому нужно «пришнуровать» листья и плоды. Или же можно научить ребенка пришивать пуговицы к кусочкам ткани, вышивать крестиком и т.д.

Сделайте совместно с ребенком аппликацию.

 Пусть он старается вырезать детали, комкает или скручивает кусочки бумаги. Или сотворите бусы, открытки и прочие поделки, которые можно приурочить к предстоящим праздникам или прочитанным книжкам. Превратите эти занятия в увлекательные игры, просто немного включив своё родительское воображение.



Предварительный просмотр:

Детские конфликты

(ранний возраст)

Ребенок растет покладистым и веселым, но стоит ему оказаться на детской площадке, как начинаются ссоры с детьми. То игрушку не поделят, то подерутся друг с другом…

В данном случае потребность в контактах со сверстниками уступает место потребности в действиях с предметами – главной страсти детей раннего возраста. И именно здесь возникают конфликты.

А почему?

Как правило, опыта общения со сверстниками еще нет в раннем возрасте, координировать свои действия с действиями другого ребенка они еще не умеют, но точно знают, что однажды отдав игрушку другому малышу, тот навсегда заберет ее себе.

Не рассматривайте нежелание ребенка отдать игрушку как проявление жадности, и не расстраивайтесь из-за такого поведения. Наказание так же не приведет ни к чему хорошему.

Игрушки, принадлежащие ребенку – это часть его личного пространства, такая же, как кроватка, тарелка, одежда. Обладание ими дает ребенку чувство уверенности, защищенности и постоянства среды.

Говорите малышам: «Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом».

Что сделать, что уменьшить вероятность детских конфликтов?

 - обеспечьте детей достаточным количеством игрушек в нескольких экземплярах. Например, две лопатки, два ведерка, две машинки. Это позволит им обмениваться игрушками и поможет без лишних ссор играть вместе.

 

 - предложите детям поменяться игрушками, покатать друг другу мячики или машинки, сами поиграйте с ними. Попробуйте выступить координатором их действий.

 - если конфликт уже возник, постарайтесь без криков и ругани, спокойным голосом помирить детей, переключить их внимание на что-то другое.

 - не вырывайте игрушку из рук малыша, не требуйте, чтобы он немедленно вернул ее хозяину. Не подавайте детям насильственный пример решения конфликта.

Какова Ваша задача?

Ваша задача – дать детям образец конструктивного поведения. ребенок ведет себя таким образом не со зла. Малыши просто хотят играть одной и той же игрушкой, но пока не умеют договариваться.

Что делать, если конфликт уже произошёл?

 - примите участие в улаживании детского конфликта. Присядьте рядом с детьми, чтобы разговор состоялся на уровне глаз.

 - попытайтесь спокойно объяснить малышам, что какие чувства испытывает каждый из участников конфликта

 - помогите сформулировать желание или просьбу другому ребенку

 - убедите обидчика поделиться с обиженным сверстником, пожалеть его.

  - если сора не кончается и дети продолжают громко кричать, ничего не слыша вокруг себя, заберите игрушку, которая стала причиной конфликта, и объясните, почему вы это делаете. Одного из детей уведите в другое место.

 - если вашего ребенка обидели во дворе, не бегите сгоряча наказывать обидчика. Сначала успокойтесь и всё хорошо обдумайте.

 - пожалейте пострадавшего малыша. Посидите с ним рядом, дайте ему возможность выговорить свою обиду.

Дети данного возраста пока умеют хорошо находить недостатки другого ребенка, а свои им пока трудно подмечать.

 Объясните, что в жизни чаще всего в конфликте бывают оба неправы и виноваты, а не один.

Если вы научите малыша признавать свою вину, замечать собственные ошибки, он скорее научится ладить со сверстниками, станет осторожнее и внимательнее в отношении с другими людьми.



Предварительный просмотр:

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".

Кризис трёх лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?

Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу.

Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!"

Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство - способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.

Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

  • Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя;
  • Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя";
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;
  • Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;
  • Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу.
  • Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание - истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того ,чтобы он вырос умным ,честным и счастливым человеком. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице, говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. 
 Хотелось бы обратить внимание на «кризис трех лет», когда малыш, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.          Стремление к самостоятельности формируется у ребенка в опыте сотрудничества с взрослыми. Взрослый постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. 
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с
 задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. 
В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его
 деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. 
  Ребенок 3-4 лет не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.  В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.  Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
 



Предварительный просмотр:

Страхи  в дошкольном возрасте

Страх присущ каждому человеку на планете. Он может быть обоснованным или безотчётным. Однако каков детский страх и как от него избавиться?

Прежде всего, предоставьте ребёнку такое мощное оружие как воображение: если его страхи придуманы им, значит, и бороться с ними предстоит тоже его фантазии. Победив страхи в своём воображении, он победит их в реальности. Пусть Ваше чадо мысленно несколько раз повторит то действие, которого боится, обязательно с положительным исходом. Затем вместе с ним попробуйте перебороть страх в реальности. Не отчаивайтесь, если у Вас не получится с первого раза.

Кроме всего прочего, причиной фобий может являться банальная неинформированность - незнание, ошибочное представление о каком-либо предмете или явлении. Для рассеивания такого рода переживаний следует  обеспечить ребёнку доступ к реальной информации, будь это детская энциклопедия или телевизионная передача.

Очень важно успокоить ребёнка, дать ему почувствовать, что, пока Вы рядом, ему не угрожает ничего. Дети ведь порой так беззащитны просто из-за чувства того, что они нужны, любимы. Если на него будет полагаться кто-то близкий, он и сам поймёт, что он достаточно силён, чтобы справиться со страхами.

Обеспечьте в спальне ребёнка источник постоянного света. Это может быть обычный бра, ручной фонарик или ночник. Последние весьма эффективны в борьбе против страха темноты.

Также немаловажно подключить своё, истинно родительское воображение. Вы, наверно, удивитесь, узнав, к каким иногда трюкам прибегают изобретательные родители. Внедрите в борьбу со страхами немного Вашего собственного волшебства. Пусть будет заветное слово, чтобы отогнать злобного монстра или ритуал, чтобы обеспечить безопасную спальню на всю ночь. Помогайте ребёнку самому составить словарь юного волшебника, можно воспользоваться волшебной палочкой.

Главное – ни в коем случае не оставлять того, что говорит ребёнок, без внимания, всегда терпеливо выслушивайте его. Дайте ребёнку почувствовать одновременно и свою собственную силу, и каменную стену в виде родительской заботы, через которую никогда не пробиться никаким монстрам.

В разные возрастные периоды у детей превалируют различные страхи:

- от 1 года до 3 лет чаще встречаются боязнь темноты, страх оставаться одному, ночные страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказываются Волк и Баба-Яга. 

 - на 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и связанный с этим страх медицинских работников.

 - в 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества,  страхи темноты, страхи замкнутого пространства и страхи сказочных персонажей.

 - от 5 —7 лет ведущим становится страх смерти.

 Причиной возникновения страхов у детей дошкольного возраста могут быть:

- эмоциональная напряженность в семье;

- отсутствие эмоционального контакта с ребенком, отзывчивости на потребности и чувства ребенка;

- излишние требования к ребенку, строгость;

- использование физических наказаний, жестокость;

- агрессивное поведение родителей, унижение ребенка;

- страхи самих родителей и их тревожность;

- ссоры между родителями;

- травматичный опыт в жизни ребенка;

- внушение страхов самими родителями: «Не ходи туда, там волк!», « Не будешь слушаться, придет злой дядя, который забирает непослушных детей» и т.д.



Предварительный просмотр:

Дети с разными типами темперамента

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденные, которые проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго сидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая кубики и картинки. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.  

У каждого типа темперамента есть свои недостатки и достоинства, которые необходимо знать родителям, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться, общаться и осваивать новые знания.

         

Типы темперамента

Холерик

Такой малыш очень быстрый, подвижный, с трудом переносит минут ожидания, у него легко возникают и так же легко гаснут эмоциональные вспышки, настроение очень неустойчиво. Он не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. Чаще всего такие дети решительны, уверенны в себе, любят приключения. Увлекаясь каким-то делом, заражают им других. Любят эксперименты.

Как вести себя родителям? Самое главное – занять такого ребенка делом, соответствующим его интересам. В течение дня у такого ребенка обязательно должна быть физическая нагрузка. Контролировать такого ребенка придется чаще чем других. Следует быть более терпимым по отношению к поведению ребенка, иначе он будет еще более неуправляемым. Так же необходимо приучать его к спокойным видам деятельности, где требуется много внимания: лепка, рисование, конструирование и др.

Флегматик

Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый, дисциплинированный. В выполнении различных действий может быть медлительный. В интересах постоянен, легко принимает четкий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Склонен к длительному принятию решения, но приняв его, навряд ли изменит.

Как вести себя родителям? Таким детям можно легко доверить какое-либо дело, так как они очень добросовестны и ответственны. Нельзя торопить ребенка, от этого он становится еще более медлительным. Атмосфера спешки и суеты ему чужда, и может так же отрицательно сказаться на его работоспособности. Необходимо включить в игры с ребенком задания, развивающие творческие способности, чтобы мышление не стало стереотипным. Нужно стараться чаще выводить малыша в музеи, на выставки, чтобы он пополнял свой эмоциональный опыт.

Меланхолик

Такой ребенок очень эмоционально чувствительный и легко раним. Любые эмоциональные переживания долго длятся и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолики хорошо чувствуют эмоциональное состояние других людей. Такие детки очень нуждаются в поддержке и похвале близких людей. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками., обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать слёзы. Так же ребенок болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения и быстро утомляется.

Как вести себя родителям? Самым главным является создание для ребенка спокойной, доброжелательной психологической атмосферы дома. Ребенка нужно постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите так же ребенка делать самостоятельный выбор в обыденных ситуациях.

Сангвиник

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений и редко доводит дело до конца, получая больше удовольствия от самого процесса, нежели от результата. К новой обстановке быстро привыкает, легко заводит друзей, может быть инициатором детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Может учиться, схватывая всё на лету.

Как вести себя родителям? Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его монотонной работой. Следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. Следует быть требовательным и желательно придерживаться единой стратегии воспитания в семье.

Следует отметить, что не бывает одного чистого типа темперамента. Как правило, один или два типа являются ведущими, а качества других типов так же присущи, но проявляются в меньшей мере.    



Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь делать ребенок 
к 3 годам?

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

 Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif отгадывает загадки;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

 Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif знать последовательность раздевания и складывания одежды;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

 

Сфера общения характеризуется следующим:

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gifребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif ребенок называет других по имени;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

http://www.baby2000.ru/img/bullet_13.gif «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

 

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...