Консультация для родителей "Зачем знакомить дошкольников с родословной?"
статья (подготовительная группа) на тему

Холкина Наталья Александровна

Повышение педагогического просвещения родителей по вопросам семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей 

на тему: «Зачем знакомить дошкольников с родословной?»

Составитель: воспитатель Холкина Н.А.

Цель: повысить педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, способствовать сплочённости семьи, заботе друг о друге.

Методика проведения:

Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер.

Специалисты в области онтолингвистики, науки, изучающей речь детей, констатируют сложность и неоднозначность этого процесса. Г.Р. Доброва отмечает наличие двух существенных «парадоксов». Первый, по ее мнению, заключается в том, что термины родства занимают одни из самых первых строк в начальном лексиконе ребенка, однако они еще долго не осознаются детьми в полном объеме. Это в свою очередь ведет ко второму парадоксу. Ученые считают, что термины и отношения родства сложны для детей, в то время как родители и вообще взрослые полагают, что они не представляют сложности для ребенка и усваиваются рано. Ж. Пиаже в результате своих исследований пришел к выводу о том, что относительность и взаимность терминов родства осознаются детьми только к двенадцати годам. Исследования Г.Р. Добровой и исландского онтолингвиста Х. Рагнарсдоттир показали, что термины и отношения родства ребенок усваивает в полном объеме к восьми годам.

Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей — «мама», «папа», «деда» (дедушка). В младшем дошкольном возрасте ребенок уже понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководствуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6–7 лет. Кроме того, существенную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр. вносят определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину.

Чрезвычайно важным представляется замечание Г.Р. Добровой о том, что разговоры о родственных отношениях, кто кому кем доводится, ведутся далеко не во всех семьях, хотя понимать все это ребенку надо обязательно. Она видит в этом важную составляющую логического мышления. Таким образом, знакомя дошкольников с семьей, а тем более  родословной, необходимо учитывать особенности развития мышления, речи ребенка.

Следующим важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение педагогами знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Воспитателю самому необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.

Составление родословной, ее ведение являлось частью традиционной культуры многих народов России. Появление этой традиции обусловлено прежде всего экономическими потребностями — передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако родословная велась в семьях повсеместно, как правило, не зависимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, промысловики, казаки в большинстве своем бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее на оборотной стороне старинных икон, неграмотные передавали память о своих предках изустно, как сказки, былины или пословицы.

Традицию поддерживали обычаи социального и религиозного характера. Следуя византийским церковным канонам, русская православная церковь придерживалась правила, запрещающего браки в кровном родстве до седьмого колена, до седьмой степени. Необходимо отметить, что это правило неукоснительно соблюдалось в русских семьях во всех регионах России. Семья, земельная община, церковь строго следили за его соблюдением. Наряду с понятием кровного (родового) родства, которое ведется по одному общему родоначальнику, существовало понятие свойства, или сватовства, — по брачному союзу, а также духовного (крестного) родства, или кумовства. Отношения свойства приравнивались к кровнородственным на основании формулы о муже и жене как о единой плоти. Обе породнившиеся фамилии, вступившие в свойство, рассматривались как две боковые линии в кровном родстве. Аналогично рассматривались отношения и в духовном родстве. После обряда крещения у ребенка появлялись не только крестные родители — мать и отец — восприемники у купели, но также крестные братья и сестры, дедушки и бабушки. В современной России происходит возрождение массовой православной обрядности. Соответственно возникает необходимость изучать традиции, обычаи, некогда принятые и существовавшие в народной культуре.

Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.

Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания, например «Вся Москва. 1875–1917 гг.», словари, научные издания о дворянских, купеческих родах и др. В нисходящую родословную включается гораздо большее число поколений, чем обычно сохраняется в памяти. В ней можно увидеть общую картину жизни и деятельности рода в течение столетий. На один век приходится 3–4 поколения. Если углубиться на 3–4 века, то это 10–15 человек. Чаще всего составляется нисходящая мужская родословная, в которой указываются все потомки определенного родоначальника, которые произошли от мужчин этого рода. Родоначальником является первый известный представитель рода, от которого ведется родословие, его имя записывается в начало нисходящей мужской родословной, и его считают первым поколением.

Родословную можно представить в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает. Еще более глубинный и поэтический образ, характерный для русского фольклора, встречаем у А.Н. Афанасьева — древо жизни, корни которого находятся на небе, а ветви на земле. Не правда ли, очень похоже на родословную?..

Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. Как правило, это восходящие смешанные родословные. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.

Однако сама по себе схема, отражающая перечень поколений и родственные взаимоотношения, еще не является родословной в полном смысле этого слова. Кроме этого, нужно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Внести столь подробную информацию в схему или в таблицу довольно сложно, поэтому принято составлять поколенную (родословную) роспись. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой биографические, анкетные данные. Прежде всего, записывают фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения. Затем — фамилию, имя и отчество родителей. Рассказывается также, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Кроме того, записывается фамилия, имя, отчество жены (мужа), имена, даты и места рождения детей. Поскольку в родословную могут быть включены и отдаленные предки, то для рожденных до 1917 года, как правило, указывается сословие. В сведения об умерших включается дата смерти и место погребения. Помимо всего прочего, в поколенную роспись традиционно вносили информацию о вероисповедании, фамилии, имена и отчества восприемников, т.е. крестных родителей (для христиан). Необходимо подчеркнуть, что в поколенной росписи следует приводить ссылки на документы, источники, из которых взяты сведения.

Поколенная роспись составляет основу семейного, родословного архива. Существенным его дополнением служат фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто изображен, когда и где происходило это событие. Кроме того, желательно записать воспоминания о жизни и поступках членов семьи, рода. Важно также иметь представление об исторической обстановке, в которой они жили, об исторических событиях, свидетелями которых они являлись. Возможно, это позволит лучше понять их поступки, черты характера, оценить их по достоинству, посочувствовать.

К сожалению, традиция ведения родословной во многом утрачена, представления о ней в современном обществе весьма расплывчаты. Книг и материалов, посвященных этой проблеме крайне мало.

Интерес к своим корням развивается в современном российском обществе, появляются даже общественные организации, занимающиеся изучением истории своих семей, например «Бабушкина забота» и др. Следует отметить, что за рубежом ведение родословной, создание семейных архивов — явление широко распространенное. Во Франции не так давно даже был издан президентский указ о том, что государство окажет всем гражданам страны помощь в составлении родословного древа.

Развитие компьютерных технологий в некоторой степени облегчает работу по составлению родословной. Существует большое количество программ, с помощью которых можно нарисовать схему родословной любой сложности, любого объема, оформить электронный вариант семейного альбома с фотографиями и поясняющими текстами к ним. Можно использовать компьютерные программы для составления родословной и семейного архива дома с детьми, например программу GenoPro. Инструменты ее очень простые, бесплатная демонстрационная версия имеется на сайте www.genopro.com. Там же, на ссылке «Get Started With Your Genealogy Tree» можно скопировать инструкцию к ней, правда, на английском языке. Разработаны также и отечественные программы, например «Моя родословная», ознакомиться с ее описанием можно на сайте www.famsoft.ru.

Задача составления родословной неизбежно появляется в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями. Ребенок узнает о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям можно объяснить, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, бабушек и дедушек. При беседе с детьми не стоит употреблять термин «генеалогическое древо». Он довольно сложен для восприятия дошкольника. Напомним, что и сама восходящая смешанная родословная, по существу, никакого отношения к генеалогическому древу не имеет. Безусловно, нужно учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких, или вклеивать их фотографии в скучные прямоугольники или овалы. Необходима ваша заинтересованность и участие в совместной деятельности с ребёнком.

Далее ваша работа может строиться по-разному. Первый вариант предполагает выполнение детьми вместе с вами задания нарисовать свою родословную. В процессе его выполнения очень важно ваше участие и помощь. Затем вы можете быть участниками в выставке рисунков родословной, организованной в детском саду, где дети рассказывают о своей семье, здесь происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду. Согласно другому варианту, дети самостоятельно изображают свою родословную, вписывая имена, вклеивая фотографии или рисуя портреты своих близких.

В качестве вывода попытаемся сформулировать задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родословной. Поскольку данный вид деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить отдельно педагогические задачи для дошкольников и для родителей. Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление. Так, например, рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.

Помните, что в дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Литература:

  1. Артемов, Е.Г. Музейно-педагогическая технология/ Е.Г. Артемов, - СПб, 2003. – 104 с.
  2. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад,    Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 2003. – 288 с.
  3. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье/ Г.М. Бреслав// Вопросы психологии. - 2000. -  № 1. – С. 42-47.
  4. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография/ О.В. Дыбина [и др.]. Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»

Информация о сказках А.С. Пушкина, знакомство дошкольников со сказками....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"

Уважаемые родители![[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11337896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 180px; float: left;"}}]]Художественная лит...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»

Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"

В консультации представлены практические  упражнения для запоминания цифр....

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэт...

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"...