Беседа с родителями детей старшего дошкольного возраста "Математика вокруг нас. Развиваем логику мышления".
консультация (старшая группа) на тему

Павлова Ольга Александровна

В содержании данного материала родители могут найти рекомендации  по математическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здравствуйте, уважаемые родители! Тема  сегодняшней встречи   «Математика вокруг нас. Развиваем логику мышления». Но прежде я хотела бы познакомить вас с тем, что умеют наши дети. Недавно у нас прошло занятие на тему «Решение арифметических задач». В целом дети показали хорошие результаты, но есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание и ни в коем случае не пустить это на самотёк. Оно выявило некоторые пробелы в знании. Трудности в решении задач были связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа. Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.

Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.

Большую роль при подготовке ребенка к школе играет так же формирование пространственных и количественных представлений (больше — меньше, много — мало и т.д.).

Для дальнейшей успешной работы с детьми хотелось бы знать, занимаетесь ли вы математикой дома с детьми? Ведь полученные знания в детском саду должны подкрепляться знаниями из повседневной жизни. Только так, постоянно подкрепляя новое в общении с вами, дети обретут уверенность в себе, а, следовательно, и математические представления их будут шире. Ведь математика включает в себя не только арифметические задачи, но и многое другое, о чём я расскажу далее. Математика имеет связь и с физкультурой, и с трудом, и с музыкой, и с художественным творчеством, и с развитием речи. Вот видите как многогранна и необъятна математика. Ребёнок по жизни идёт с математикой и нужно не дать ему споткнуться. Давайте же этому посвящать больше времени. Расскажите, пожалуйста, чем конкретно вы занимаетесь с ребёнком дома? Поделитесь опытом с другими. Какие книги для этого используете? Какие задания для вас наиболее удобны в работе с детьми?  

А теперь хотелось бы поговорить с вами о том, что в этом возрасте дети должны знать и уметь в области математики. Этот предмет является одним из основных и наиболее сложных в школе. Математика окружает нас повсюду. Вся жизнь - это сплошная математика и нужно научить ребёнка замечать её вокруг нас. Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и воспитателей — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе. К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания, так как программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает их развитие. Так вот, в соответствии с этой программой дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

  • Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1,5, 10 коп;
  • Название текущего месяца, а также последовательность дней недели;

  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и количество предметов;

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действия;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

  • Делить круг, квадрат на две и четыре равные части;
  • Ориентироваться на листе бумаги;
  • Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20;

-        Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду;

  • Составлять число из единиц (в пределах 10);
  • Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10);
  • Называть текущий месяц, последовательность дней недели.

При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако, независимо от этих факторов,  ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.

С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.

Рекомендуется широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки. Все занятия лучше проводить в игровой форме.

Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

 Для успешного обучения математике ребенок должен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.

Наша с вами задача — помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. С учетом этого и построено наше дальнейшее изложение.

Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.

Для того, чтобы достичь совместных результатов мы должны совместно поработать над этим вопросом.  

Уважаемые родители, дома в игровой форме вы можете проверить и закрепить знание вашего ребёнка по математике: правильно ли ребёнок выделяет отношения «равно», «не равно», «следует за», «моложе», «старше», «раньше», «одновременно», «тяжелее», «легче» и др. Проверьте, усвоил ли ребенок выражение (высказывание): «если... то...», «...больше, чем...», «...столько же...», «...не такой, как...» и др. Сравнение-это один из основных логических приемов познания внешнего мира. Например, проверьте, правильно ли ребенок сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10. («два больше единицы...», или «пять больше шести...») и т.д.

Выявление свойств - это начало познания окружающего мира. Дома, на улице, в парке просите ребенка называть свойства предметов, устанавливать отношения между предметами (выявлять сходства и различия между предметами по свойствам). Применяйте дома способы сравнения величин (непосредственные: наложение, приложение; опосредованные: на глаз, измерение).

Проверьте, как ваш ребенок освоил понятие «величина», правильно ли он понимает, что такое сила, скорость, время.  Предлагайте ребенку определить длину, объём, массу.

В домашних условиях очень легко проверить, как ребенок усвоил числа и действия с ними. Давайте ему постоянные задачи что-то сосчитать (количество конфет, яблок). Проверьте дома, понимает ли ваш ребенок понятие «равенство», «неравенство». Попросите его сравнить количество карандашей в левой руке и в правой, или количество конфет в одной вазе и в другой, или сколько яблок лежит на одной тарелке и на другой.

Проверьте, когда ребёнок рисует дома или разглядывает картинки, может ли он ориентироваться на листе бумаги (слева, справа)?

Просите ребенка назвать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др.).

Проверьте, как он понимает деление целого предмета на равные части (деление целого яблока)

В домашних условиях легко проверить имеет ли ребенок понятие о пространственных представлениях и пространственных ориентировках. Проверьте, различает ли ребёнок основные направления «от себя» и «от объектов». Может ли он определить положение предметов в отношении друг к другу. Может ли он ориентироваться в ближайшем окружении и определять расстояние на основе зрительного восприятия и измерения.

Спрашивайте ребенка о временных представлениях. Проверьте, умеет ли он воспринимать последовательность, длительность, смену суток, название месяцев, времен года. Если ребенку трудно последовательно называть дни недели, то помогите ему вопросами (какой день сегодня? какой был вчера? какой будет завтра?)

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

—        геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

—        «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

—        логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

  • задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
  • задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
  • лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
  • занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
  • занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

  • стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
  • задачи в стихотворной форме;
  • задачи-шутки.

 Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4—5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.

Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.  

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития   приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.  

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

Уважаемые родители, подводя итог нашей беседы ещё раз хочется подчеркнуть, что у вас есть масса возможностей для всестороннего развития ребёнка, это не требует много времени. Наблюдайте, анализируйте, беседуйте, постоянно задавайте вопросы своим детям. Главное, чтобы вы понимали значение таких спонтанных занятий. Благодарю вас за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольного возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук....

Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развиваем речь детей"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и ...

Конспект индивидуальной беседы с родителями детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вечные ценности: о родительской любви».

Цель: помочь родителям в их нелегком труде – воспитании детей.Какой должна быть родительская любовь? Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка и ...

Открытое занятие на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир Логики"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в мир Логики»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «речевое развитие», «Соц...