Памятка для родителей "Игры и упражнения для формирования лексико-грамматических категорий в домашних условиях"
методическая разработка на тему

Площенко Оксана Александровна

Практический материал для родителей по закреплению знаний по лексической теме и отработке лексико-грамматических категорий у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_leksiko-grammat.kategorii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям рекомендуется проводить работу с детьми по закреплению  

                     лексической темы:

  • Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь).

  • Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).

  • Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).

  • Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.

  • Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой («Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).

  • Рисуем или наклеиваем картинки по теме.

  • Читаем художественную литературу по теме.

  • Играем в настольные игры по теме.

Игры на расширение словарного запаса

  • «Лото», «Домино» (предметные картинки).

  • «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак»

(подбор прилагательных к существительному)

платье (какое?) новое, нарядное, красивое…

  • «Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов)

дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…

  • «Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»

Кот – кошка – котёнок - котята…

  • «Кто где живёт?»

Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…

  • «Кто что делает?»

Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…

  • «Кому что нужно для работы?»

Продавцу – товар, весы, касса…

  • «Кто чем управляет?»

Машинист – поездом, водитель – машиной…

  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Большой – маленький…

Игры на закрепление грамматических категорий

  • «Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)

яблоко – яблоки - много яблок

  • «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

яблоко – яблочко

  • «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)

Мяч из резины – резиновый мяч,

Варенье из яблок – яблочное варенье,

Носки из шерсти – шерстяные носки

Шуба из меха – меховая шуба.

  • «Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными)

Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

  • «Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе).

Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.

  • «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Хвост (чей?) - лисий хвост.

  • «Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)

Мальчик играет – мальчики играют

  • «Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под).

Мишка на стуле, мяч под столом…

  • «Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.)

Летний солнце, красная помидор.

  • «Что делал? Что сделал?» (глаголы соверш. и несоверш.вр.)

Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…

  • «Семейка слов», слова-родственники (подбор однокоренных слов) кот – котик, котенька, котище, коток, котяра…
  • Образование глаголов с помощью приставок

Шить – зашить, подшить, пришить, перешить,..

Игры на развитие психических процессов

  • «Что изменилось?» (ряд картинок, запоминаем, меняем местами, восстанавливаем ряд)
  • «Что напутал художник?»

  • Отгадывание загадок (по теме)

  • «Что лишнее?», «Кто лишний?»

 

  • «Запомни и повтори» (на слух запомнить и повторить ряд слов)

  • «Какие предметы спрятались на картинке?

  • «Найди два одинаковых предмета», «Найди такой же»

  • «Кого не стало?», «Чего не стало?»

  • «Узнай по контуру»

  • «Разрезные картинки»

     

Игры и упражнения

 для формирования

 лексико-грамматических      

 категорий

в домашних условиях

       Памятка для родителей

            учитель-логопед

                    Площенко Оксана Александровна

                2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /январь - май/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

буклет для родителей : "игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий в домашних условиях"

В буклете приведены рекомендации родителям по закреплению пройденных лексических тем,  игры на расширение словарного запаса,  игры на закрепление грамматических категорий, игры на развитие п...