Правила хорошего слушания
консультация на тему

Васильева Наталья Валерьевна

Правила хорошего слушания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_khoroshego_slushaniya.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Правила хорошего слушания

Одним из эффективных способов поддерживать контакт является умение быть хорошим слушателем. Вспомните часто повторяющиеся в Евангелии слова: "Слышащий да услышит". Речь идёт прежде всего о правильном восприятии и понимании услышанного. Умение слушать содержит в себе ещё и умении показать другому человеку, что вы его слушаете. Этому и надо учить ребёнка.
Помимо самой речи в процессе общения играют поза, жесты и мимика. Вы легко можете продемонстрировать вашему ребенку их значение во время разговора с помощью несложных опытов. Прежде всего обратите его внимание на то, что ему небезразлична поза, в которой находится человек, с которым он общается. Хорошо если в этом опыте будет участвовать несколько человек. Попросите для начала двоих детей или ребёнка и взрослого поговорить между собой, сидя лицом друг к другу. Затем посадите их рядом (как в театре) и, наконец, спиной друг к другу. Обычно последний вариант вызывает бурную эмоциональную реакцию. Важно использовать эту реакцию и подчеркнуть, что мы не всегда помним о том, что, например, продолжая во время разговора заниматься каким-либо делом, мы порой отворачиваемся от собеседника, а если он выражает недовольство этим обстоятельством, иногда можем успокоить его словами: "Ты говори, говори, я тебя слушаю". Почти каждый бывал в ситуации, когда при важном для нас разговоре вдруг вместо внимательного взгляда собеседника наталкивался на его спину. Очень трудно при этом поверить, что вас продолжают внимательно слушать. Таким образом, во время разговора желательно повернуться лицом к собеседнику, несколько наклонить корпус в его сторону и руки держать открытыми перед собой. Расстояние между говорящими должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнёра.
Важнейшим условием хорошего контакта с собеседником является взгляд. Недаром существует выражение "отводить глаза", которое означает уход от нежелательного разговора. А при положительной характеристике человека часто упоминают его "открытый" взгляд. Вместе с тем следует понимать, что не всякий взгляд способствует хорошему контакту собеседников. Почти каждый человек сталкивался, например в транспорте, с неприятным ощущением, когда ловил на себе чей-то любопытный взгляд. Если кто-то разглядывает нас слишком долго и внимательно, это создаёт ощущение вторжения в наш внутренний мир, воспринимается как навязчивость. Поэтому для снижения такого негативного эффекта время от времени стоит отводить взгляд от собеседника., а некоторые специалисты советуют смотреть не в глаза собеседнику, а чуть выше.
Кроме взгляда, большое значение имеют мимика и выражение лица. Демонстрация хорошего слушания в наибольшей мере соответствует благожелательная улыбка, свидетельствующая о вашем хорошем отношении к партнёру. Именно на достижение такого результата направлено знаменитое американское выражение "Держи улыбку". Один наш соотечественник, вернувшись из Японии, восхищался вежливостью продавцов в магазинах "Страны восходящего солнца", на что ему возразили: "Стоит ли ценить искусственную улыбку, ведь она не настоящая, фальшивая, не может продавец искренне улыбаться тысячам своих клиентов". На этот довод путешественник резонно ответил: "Лучше искусственная вежливость, чем естественное хамство". Давно замечено, что грустный человек, начав улыбаться, через некоторое время ощущает явный прилив положительных эмоций. Это нетрудно проверить: попробуйте сами и предложите вашему ребёнку. Если вы вспомните жизненные ситуации, то наверняка убедитесь, что предпочитаете общаться с улыбчивыми, весёлыми, а не мрачными людьми. 
Итак, вы научили своего ребёнка (и конечно научились сами) использовать позу, обращенную к тому с кем говорите, взгляд и улыбку для привлечения внимания и подтверждения, что вы его слушаете. Ещё одним средством показать своё внимание говорящему - кивки головой. Очевидно, что они должны соответствовать каким-то законченным фрагментам рассказа и не противоречить его содержанию. В ином случае вы рискуете попасть впросак и из хорошего слушателя превратиться в плохого. Также можно подтверждать своё согласие, говоря время от времени "да", но не следует злоупотреблять таким несколько механическим способом.
Если вы действительно заинтересованы в разговоре, следует прибегнуть к некоторым формам уточнения слов партнёра. Можно попросить его повторить неясное вам место его речи или задать какой-либо вопрос. Достаточно эффективным приёмом демонстрации внимания к речи собеседника является пересказ услышанного с просьбой подтвердить правильность вашего понимания. Такой приём позволяет во вполне доброжелательной форме выявить имеющиеся скрытые разногласия.
В случае общения с ребёнком этот приём позволяет стимулировать его речь, в частности использование различных слов или грамматических форм выражения мысли. Ваше умение слушать ребёнка укрепит его веру в свои возможности. Для него самого использование правил хорошего слушания полезно в двух отношениях. С одной стороны, оно позволит улучшить качество его общения, научит принимать во внимание поведение партнёра и в некоторой степени регулировать его, а с другой - выполнение правил хорошего слушания послужит отвлечению от "страха речи".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила хорошего тона с младенчества"

Современные родители, выступая против муштры для развития хороших манер, тем не менее хотят, чтобы их дети росли вежливыми. Каким образом этого добиться?...

Семь "золотых правил" хороших родителей

СЕМЬ  «ЗОЛОТЫХ  ПРАВИЛ»ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ!1.    Как можно чаще общайтесь!   Чувствовать себя на «одной волне» с ребёнком, быть в курсе даже самых незначительных событ...

"Семь "золотых правил" хороших родителей!

Мы все время от времени срываемся. И когда нам хватает мудрости попросить прощения, то ребёнок легко и быстро забывает об обиде, а мы ещё долго продолжаем мучиться угрызениями совести! Чтобы не ...

Сто правил хороших пап и мам

читаем с удовольствием...

Правила активного слушания

                                                      ...

Десять правил эффективного слушания.

Консультация для педагогов....

Десять правил эффективного слушания

Предлагаем Вашему вниманию правила активного слушания....