Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук
материал (младшая группа) на тему

Сельскова Яна Алексеевна

Родительское собрание - практикум для родителей и детей (младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

Нижегородская область, г. Саров

Родительское собрание – практикум для родителей и детей

(младшая группа)

«Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук»

Автор: Сельскова Яна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад №29» Нижегородская область, г. Саров.

2014г.

Цель:

  • Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
  • Познакомить родителей с теорией о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребенка;
  • Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Актуальность данного мероприятия.

Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитие тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые: дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание пуговиц, молний и т.п.

Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители также не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек, были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют развитию игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара – практикума на данную тему.

Ход мероприятия.

Теоретическая часть перед родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской руки, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

Еще 20 лет назад, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т.п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-4 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развитие мелкой моторки руки в моей практике ведется по двум направлениям:

  • Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов);
  • Игры и упражнения с применением различных предметов.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока - белобока», «Ладушки, ладушки…».

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитее речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия.
  7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Также мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.

Также мы в практике применяем массаж «Чудо - прищепки» - ребенок поочередно на каждое слово стишка «кусает» прищепкой ногтевые фаланги. Например:

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но, я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе кыш!

Можно использовать другое стихотворение или потешку.

При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку лучики, ежику – иголки и т.п. (Солнышко и ежик – плоскостные объекты)

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми,  в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.

В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть:

  • Выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков и др.;
  • Перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе;
  • Игры с пробками и горохом (игры «в прятки»);
  • Нанизывание бусин;
  • Всевозможные шнуровки, игры с застегиванием и расстегиванием пуговиц и кнопок.

Практическая часть с детьми и родителями.

Воспитатель: А сейчас мы пригласим присоединиться к нам наших деток.

У вас на столах лежат различные игры по развитию мелкой моторики. Выберите на свой вкус игру и поиграйте с вашими детками.

(Воспитатель оказывает помощь родителям и детям, по желанию предлагает другие игры).

Воспитатель: Наш семинар подошел к концу. Хочется напомнить, уважаемые родители, что все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т.п.

И кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн.др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук

Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук".

В данной статье раскрыта работа по развитию мелкой моторики рук воспитателей группы детей с ФФНР, отражена системность проводимой работы....

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

              «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

            «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...