Игры с пальчиками для развития речи
консультация на тему

Тихонова Юлия Анатольевна

Консультация для родителей с использованием игр с пальчиками способствующими для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

ВИДА № 5 «ДУБОК»  СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

                 

                         Консультация для родителей

На тему: «Игры с пальчиками для развития речи»

                                  Разработала:

                                                                        воспитатель МБДОУ №5 «Дубок»

                                             ст. Архангельской

                                       Тихонова Ю.А.

                                                                           первая квалификационная категория

                                                                                     2014г.

«Игры с пальчиками для развития речи»

      Значение развитой речи при воспитании ребенка общеизвестно: главная суть речи – осуществлять у малыша функцию общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми тренингами.

      Очень важным фактором для развития речи является то, в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

      Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, ребенок тренирует собственную память – непроизвольно запоминает стихотворные тексты, приобретая даже театрализованные навыки. Ведь часто подобные потешки произносятся от разных действующих лиц, например, братцев-пальцев, тогда речь ребенка обогащается разными интонациями, делается более выразительной. Разучивание текстов  с использованием «пальчиковой» гимнастики, стимулируя развитие речи, обогащает пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

      Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

      Насколько ребенку понравится игра, зависит во многом от исполнения и показа ее взрослым. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

      Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает  на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает ладонями ребенка, то последний получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

      Самое главное – четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности легкости движений. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем – сразу двумя руками.

      К четырем годам нормально развитый ребенок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую - свободной, тем самым – дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

     Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.

      Все подобные игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребенка – его пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.

      Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при чтении и обучении письму.

      Помимо пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются игры с разнообразными предметами. Например, с мозаикой (мелкой и крупной), нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубков на другие. Родителям рекомендуется также приобрести несколько разноцветных губок, но объяснить ребенку, что  их купили не для купания, а для того, чтобы, сжимая и разжимая их, тренировать ручные мускулы.

                                        Фольклорные игры

Дождик.

      Методические указания. Это упражнение сначала, при разучивании, можно выполнять поочередно каждой рукой. А при усовершенствовании игры – сразу двумя, следя за синхронностью движений.

            Текст потешки                                             Движения

Дождик, дождик, поливай,           На каждый слог пальцами обеих рук

                                                              Поочередно стучите по столу, изображая

                                                              дождь.

Будет хлеба каравай.                      Указательным пальцем правой руки

                                                              загните большой палец на левой руке.

    Будут булки,                                  Перечисляя выпечку, этим же пальцем        

    Будут сушки,                                  по очереди загибайте остальные пальчики

    Будут пряники,                              на левой руке.

    Ватрушки.

                                                   Совушка-сова

Уж ты, совушка-сова,                      Руки      надо положить на голову, покачивая  

 Ты, большая голова,                       головой из стороны в сторону.

    На суку сидела,                             Покрутите головой по сторонам,

    Головой вертела.                         руки по-прежнему на голове.

Во траву свалилася,                         Уроните руки на колени.

В яму провалилася.                          Уберите руки с колен и уроните их «в яму».

                                                      В саду

      Методические пояснения: упражнение выполняется синхронно двумя руками сразу.

Пальчик толстый и большой          Кончики больших пальцев ритмично

В сад за сливами пошел                  ударяют в середину ладошек.

Указательный с порога                    Указательные пальцы вытягиваются

   Указал ему дорогу.                         вперед и показывают по разным сторонам.

Средний пальчик очень                   Большие и средние пальцы складываются

    Меткий,                                              в кольцо, выполняя щелчки.

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный подбирает.                 Пальцы пригибаются к ладошке, словно

                                                               подбирая что-то.

А мизинчик-господинчик                Мизинцы выполняют постукивания по столу

В землю косточки сажает.

                                              Солнышко

      Методические пояснения. В ходе этого упражнения дети сначала выполняют движение «солнце» - ладони с растопыренными пальцами накладывают друг на друга. Получается «модель» солнышка с лучами.

Свети, свети, солнышко,                  Поднимите руки с растопыренными

                                                                веером пальцами, ладони поверните к себе

На зеленое полюшко,                       Указательным пальцем правой руки

                                                                 загните большой палец на левой руке

На белую пшеницу,                            Тем же пальцем по очереди загните

На чистую водицу,

На большой урожай                           остальные пальцы левой руки.

И на весь наш край.  

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры пальчиками и развитие речи

                                               Консультация для родителей...

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Доклад для родителей "Играя с пальчиками, мы развиваем речь"

Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук и осуществлению графических и механических операций-...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь».

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».             Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь»....

«Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей».

laquo;Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до...

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей...

Консультация кмц. Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры

Консультация для родителей детей раннего возраста. Пальчиковые игры, массаж....