Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"
консультация на тему

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап): • «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони); • «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты); • «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев); • «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке); • «Свечка» (задувание свечи); • «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек); • «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д. Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: • «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»); • «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек); • «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации); • «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр); • «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?); • «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык); • «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа); • «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз); • пускание мыльных пузырей; • поддувание плавающих в воде бумажных корабликов; • поддувание бумажных фигурок и др. После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров: • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.; • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.; • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»; • Проговаривание скороговорок и чистоговорок; • Выразительное чтение стихотворений. Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). Играйте и развивайте с удовольствием!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pravilnogo_rechevogo_dykhaniya.docx14.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
• «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);
• «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
• «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
• «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
• «Свечка» (задувание свечи);
• «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
• «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
• «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);
• «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
• «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
• «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
• «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);
• «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
• «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
• «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
• пускание мыльных пузырей;
• поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
• поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;
• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильного речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении....

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...