Консультация для родителей "Положи своё сердце у чтения"
консультация (старшая группа) на тему

Доронина Наталья Владимировна

   Чтобы научиться читать, нужно различать звуки, иметь солидный словарный запас, знать буквы и быть терпеливым.

  Сейчас редко кто может похвастаться тем, что ребёнка буквально «не оторвать» от книги. Какие только способы не пускают родители в ход, чтобы у детей проснулся интерес к чтению! Как же сделать, чтобы первые уроки стали увлекательными и интересными, а любовь к чтению осталась на всю жизнь? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_polozhi_svoyo_serdtse_u_chteniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

                    для родителей

«Положи

                   своё

                               сердце

                                            у чтения»

                                                                         

Чтобы научиться читать, нужно различать звуки, иметь солидный словарный запас, знать буквы и быть терпеливым.

   Сейчас редко кто может похвастаться тем, что ребёнка буквально «не оторвать» от книги. Какие только способы не пускают родители в ход, чтобы у детей проснулся интерес к чтению! Как же сделать, чтобы первые уроки стали увлекательными и интересными, а любовь к чтению осталась на всю жизнь?

                              Учимся слушать и говорить

Что необходимо уметь для того, чтобы научиться читать? В процессе зрения задействованы и зрение, и слух, и речь. Если у ребёнка достаточно высокий уровень развития речи, то овладеть грамотой ему не составит труда. Но развивать речь ребёнка нужно не тогда, когда он учится читать, писать и готовится к поступлению в школу, а гораздо раньше – ещё с младенчества. Кроха должен обладать хорошим словарным запасом, уметь правильно согласовывать части речи между собой, придумывать простенькие рассказы. И, конечно, хорошо бы избавиться от дефектов произношения звуков, которые обязательно обернутся ошибками при чтении и письме.

   Чтение начинается с восприятия, различения и узнавания звуков и букв. Основная единица чтения на начальных этапах – слог. Но для того чтобы научиться читать, недостаточно механически складывать буквы в слоги.

Нужно уметь чётко ориентироваться в звуковой стороне языка, представлять себе, что за каждым звуком стоит его наглядное изображение – буква, которая, как одежда, прикрывает его и делает звук видимым.

Многие родители любят похвастаться тем, что их ребёнок чуть ли не в два года уже знает все буквы алфавита. Но знания букв совсем не достаточно для того, чтобы научиться правильно читать. Первое и очень важное условие овладения чтением – знакомство с миром звуков. Научите малыша слышать, слушать и различать их. Причём не только звуки речи, но и те, которыми наполнена окружающая нас жизнь: шелест листьев, стук дождя по крыше, шум машин, звон колоколов и многие-многие другие.

                Успех на пути освоения чтения будет обеспечен, если:

  • ребёнок хорошо ориентируется в речевых и неречевых звуках;
  • может сказать, есть ли заданный звук в слове или нет;
  • может определить место звука в слове (в начале, в середине или в конце слова он находится);
  • без труда придумывает слова с заданным звуком.      

                                          Макаронные буквы

Итак, ребёнок уже хорошо ориентируется в звуках и знает, что у каждого звука есть своё обозначение – буква. Выучить их помогут разнообразные игры и упражнения. Скучно писать прописи, гораздо интереснее конструировать слова из спичек, счётных палочек, макарон, из любого подручного материала.

Можно вылепить букву из пластилина или солёного теста, придумать её забавный образ. Можно попробовать выкладывать буквы с помощью верёвочки, вырезать ножницами по контуру нарисованную и раскрашенную букву. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики и фантазию.

Учить писать следует только печатными буквами. Не исключено, что малышу придётся переучиваться, когда он пойдёт в первый класс: методик обучения письму достаточно, и, скорее  всего, в школе его будут учить по-другому.

Вариантов игр с буквами и словами очень много. Несложно найти и литературу, по которой можно заниматься с ребёнком дома. Важно проводить занятия в игровой форме, в хорошем настроении и всегда быть терпеливыми к ошибкам ребёнка.

На какие же нюансы следует обратить внимание, чтобы избежать распространённых ошибок при обучении чтению, когда малыш только начинает постигать азы этой науки?

  1. Называя букву, произносить её как звук («к», а не «ка», «р», а не «эр»). Иначе малыш так и будет читать. Например, слово «крот» - «каэрот».
  2. Следите за тем, чтобы, читая, ребёнок не «нанизывал» букву на букву, пока не выйдет слово, а читал по слогам, так как на начальном этапе обучения единицей чтения становится слог, а не буква. Называя буквы и дойдя до конца слова, ребёнок уже просто не помнит, что было в начале и затрудняется понять прочитанное.
  3. Чтение должно быть осознанным, а не механическим. Пусть ребёнок объяснит вам, что он прочитал, ответит на ваши вопросы.

                               Память и внимание

Ваш маленький ученик уже бойко складывает слоги в слова и неплохо читает? Помимо этого, чтобы полюбить чтение, ему необходимы внимание, память и образное мышление.

Часто мы просим ребёнка ещё раз вернуться к прочитанному слову или целой фразе, чтобы он понял смысл. Таким образом мы формируем привычку постоянно возвращаться к тому, что он прочёл, хотя никакой особой необходимости в этом нет. Попросите ребёнка проговорить только что прочитанное слово, как бы мысленно представить себе его образ.

Развивайте у малыша зрительное внимание и память, поскольку их роль при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Ведь умение сосредоточиться, сконцентрироваться незамедлительно скажется на результате чтения, на его правильности, скорости и осмыслении того, что прочитано.

Если вы будете постоянно одёргивать, исправлять и торопить ребёнка, вряд ли он полюбит такие уроки, и желание освоить чтение у него пропадёт надолго. Хвалите, поощряйте и создавайте доброжелательную атмосферу, занимаясь с малышом. Если устали или чувствуете раздражение – лучше не планируйте занятия.

Если ребёнок ещё читает по слогам, не предлагайте ему для самостоятельного чтения большие по объёму стихи и рассказы. Очень полезно читать коротенькие тексты, где многие слова заменяют картинки.

Когда техника чтения у маленького читателя усовершенствуется и он перейдёт от послогового к чтению целыми словами, усложните подбор материала, но старайтесь предлагать книги с учётом интересов ребёнка. Ваше чадо увлечено изучением животных, автомобилей или космической техники? Ищите соответствующую литературу, но помните о том, что содержание книги должно соответствовать возрасту ребёнка.

Всегда отмечайте успехи детей, им это просто необходимо! Вы можете даже сделать красочный плакат и повесить его на видное место. Там вы будете вместе с малышом фиксировать его достижения (скорость чтения, количество самостоятельно прочитанных книг, число ошибок). Ваше внимание и терпение обязательно помогут крохе с успехом овладеть чтением и сделают это занятие любимым и увлекательным. Ему никогда не будет одиноко.

                                          Не хочу учиться!

Ваш ребёнок в 5-6 лет не желает корпеть над букварём? Попытайтесь понять, чего он хочет. Если его любимое дело – играть и он легко придумывает сюжет, умеет догова-риваться с приятелями о ходе игры, тогда всё нормально. Такие дети, как правило, учатся чтению самостоятельно. Чуть раньше или чуть позже.

О буквах он узнаёт между делом: достаточно читать ему сказки и стихи, персонажами которых являются буквы, во время прогулок обращать внимание на «городскую азбуку» - огромные слова рекламных плакатов.

Возможно, вы нетерпеливы и уверены, что ребёнку необходимы целенаправленные занятия по чтению. В этом случае их нужно правильно организовать. Пятилетний малыш мыслит совершенно иначе, чем 7-летний, поэтому и учить его нужно по-другому – через игру. Используйте лото с короткими подписями под картинками, самодельные книжки: картинка + буква или картинка + слово. Вместе играйте «в школу», «в почту», «в картинную галерею».

Многих детей увлекает игра «в вывески». Например, вы ждёте гостей из другой страны. Напишите и развесьте по дому таблички с названиями предметов: «стол», «шкаф», «лам-па»… А когда ветер сорвёт и перепутает все вывески, некоторые (самые короткие) придётся написать заново…

Играйте с ребёнком в своё удовольствие и имейте в виду: жёсткой связи между ранним обучением чтению и будущими гениальными свершениями  не существует. Всему своё время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения»

Консультация для родителей«Положи своё сердце у чтения» Сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют....

"Сохрани своё сердце у чтения"

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной пробл...

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения»

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения»Ребёнок шестого. седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и ра...

консультация "Положи своё сердце у чтения"

Цель: рассказать родителям о значении чтания в развитии ребенка...

Консультации для родителей «Положи своё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам выт...