Воспитание культуры поведения у младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинности всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости дошкольников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Цель: помочь родителям увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в нужное русло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_povedeniya_u_ml.doshk_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у младших дошкольников

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинности всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости дошкольников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Цель: помочь родителям увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в нужное русло.

Подготовка предварительная: для детей задания.

  1. Анкеты: Кого или что ты больше всего любишь?

Что тебе делать дома нельзя?

Что было бы, если ты вдруг стал взрослым?

  1. Рисунки на тему: «Моя семья дома».

Воспитатель: Мы проведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не суметь, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

Итак, составной частью нравственного воспитания ребят является культура поведения.

Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

  • Воспитание уважения к людям и результатам их труда;
  • Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах;
  • Культура речи ребенка.

Личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию? … все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский дом и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье?

Можно ли, будучи не уверенным в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!

ДЕТИ – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь. /результаты анкеты – Кого или что дети любят больше всего/. /ответы детей: маму, папу, родных, домашних животных – количество детей указать и их фамилии назвать/.

Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в своих детях чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.

  • Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило? /выступление 3-х родителей/

Больше времени уделяйте общим семейным делам, совместным походам на природу, в гости к бабушкам и т.д.

Ситуация № 1

«У входа в школу стоит розовощеная девочка – первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.

Подхожу поближе, спрашиваю:

– Чем ваша дочь болеет?

– Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит как королева!

Тогда обращаюсь к девочке:

– Разве ты сама не моешь обувь?

– А мне мама не разрешает мыть!

Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной. /мнение родителей вслух/.»

Вывод: поведение родителей определяет поведение детей.

– Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребенка включает в себя и конфликты?

Давайте посмотрим, что же нельзя нашим детям. /анализ ответов на второй вопрос анкеты – нельзя дома: перечислите …/

– Как вы думаете, что же по-настоящему нельзя и что все-таки можно разрешать нашим детям? /обсуждение. Вычеркните из списка лишнее/

Вывод: будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе хорошее и передай это детям.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы  своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?

Ситуация № 2

«В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!» Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!» Завелась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его клаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричал я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.

Когда муж узнал о случившимся, он сказал: «Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».

Вывод: прежде чем дать оценку действиям, постарайтесь вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребенок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях вежливости надо учить вежливо, а не грубо.

Ситуация № 3

– Как можно было избежать конфликта?

Семилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

Мать: Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миши (сердито): Спасибо!

Мать: Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается и делается вывод.

Детский сад, школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтов (конфликтных ситуаций). Воспитатель, учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда. Это удается. Поэтому если с вашим ребенком что-то случается, а воспитатель (учитель) не в полной мере сумел разобраться – не задерживаясь, приходите. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.

Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребенка.

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых и красивых слов и от взрослых, и от детей. О необходимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема и игнорировать ее нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

Наши дети сказали, что было бы, если они вдруг стали взрослыми. /результаты анкеты – третий вопрос/.

Что же, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в нем черствость, жестокость, грубость.

Зачитать памятку для родителей.

  1. Назовите вслух свое чувство.

– Осторожно! Пора остановиться!

  1. Я очень недовольна, я рассердилась.

– Я разгневана, но это скоро пройдет. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в другом настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребенка.

  1. Посмотрите в окно, переключите внимание.

– Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.

Гнев выйдет, не причиняя никому вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребенком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

Вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всем подражают.

А чтобы воспитание вашего ребенка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.

Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, действиям и поступкам.

Спасибо всем за работу.

Памятка для родителей

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству!

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Много добрых дел ждет нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защищать слабого, люди сильные, смелые и благородные.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит –

Радуются взрослые и дети!