"Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традициями семьи"
статья (старшая группа) на тему

Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_semeynymi_traditsiyami_i_obychayami.odt26.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традициями семьи»

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;

Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто.

Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.

Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Таким образом, основной целью нашей работы является возрождение семейных обычаев и традиций, через организацию клуба «Сотружество».

            Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;

Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;

Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного общения.

Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на:

партнёрство детского сада и семьи,

активное участие родителей в воспитательном процессе;

формирование у родителей потребности в самообразовании;

обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.

Анкетирование родителей показал, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей.

Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе. Дошкольники знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать.

Совместно с родителями был разработан план действий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями семей нашей группы:

1. Выставка семейных поделок «Огородные чудеса»

- Это способствовало формированию дружеских внутрисемейных отношений;

-развивать нравственные черты: терпение, милосердие, доброту.        

              Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных; об увиденном и услышанном; о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение.

2. «Здоровье — всему голова».

Знакомство с традицией коллективных семейных прогулок семей:

- способствовать формированию навыков здорового образа  жизни;

- воспитывать привычку следить за своим здоровьем и здоровьем близких;

- приобщать к физической культуре семьи воспитанников. В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки на велосипедах, на лыжах, совместные занятия спортом и т. д. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку.

3. «Новый год стучится в дверь»

- Мастер-класс семьи Дениса Р. «Как украсить комнату»

- Мастер-класс семьи Арины Б. «Подарок своими руками»

-Знакомство с традицией отмечать события общенародного значения в семьях Дениса Р., Арины Б., Даниила Б.;

- способствовать формированию умения организовывать культурный отдых семьи;

-воспитывать желание самим делать подарки, поздравления и сюрпризы своим близким;

-развивать чувство любви и уважения к родителям, родственникам.        События общенародного значения - праздники, юбилеи, текущие важные события - касаются каждой семьи. Традиционно во всей нашей стране отмечают: Первое мая, День Защитника Отечества, День Победы и др. По-разному в семьях относятся к этим событиям:

1. дарят друг другу памятные подарки;

2. организуют коллективный культурный отдых и т.д.

Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых.

4. «Очумелые ручки».

-Информационный стенд семей Насти З., Ани Б. «Как организовать досуг ребёнка»

-Знакомство с традицией организации досуга в свободное от учёбы и работы время в семьях Насти Б., Ани Б., Насти З.;

- способствовать формированию умения разумно использовать своё свободное время;

- воспитывать желание оказывать посильную помощь в семье;

- развивать чувство ответственности самоконтроля.         В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия, или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Необходимо научить этому детей: установить и поддерживать правильный режим дня, распределить трудовые обязанности в семье, выполнять простые правила семейного и общечеловеческого общежития.

5. «Именины».

- Фоторепортаж семей Наташи Б., Жени Х., Андрея К. «В нашем доме – Именины»

-Знакомство с народной традицией отмечания именин в семьях Наташи Б., Жени Х., Андрея К.;

- способствовать формированию уважительного отношения к событиям семейного значения;

-воспитывать корректное отношение к чужому имени;

-развивать терпимость, понимание, доброжелательность.        Традиционное оформление событий семейного значения, праздников и других играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в обеспечении эффектности воспитания.

Дети с интересом узнают значение своего имени, интересуются историей возникновения народной традиции – Именины, учатся уважительно относиться к чужому имени.

6. «Мы за чаем не скучаем».

- Мастер-класс семьи Иры Ф. «Как красиво сервировать стол»

-Знакомство с традицией вечернего чаепития в семьях Иры Ф., Ани Б., Кати С.;

- способствовать формированию маленьких семейных традиций для укрепления семейного уклада;

- формировать осознанное отношение к семейному очагу, к старшему поколению;

- развивать чувство взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности и т.д.        Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. Вечером, когда родители вернулись с работы, а дети из детского сада или школы, приятно посидеть за общим столом и поделиться со своими родными успехами или неудачами. С раннего детства ребёнок должен знать, что родные ему люди всегда придут ему на помощь, окружат заботой, поддержат, помогут и т.д.

7. « Ты цвети наш милый город».

- Мастер-класс семьи Кати С. «Как правильно вырастить рассаду»

- Фоторепортаж семьи Насти З. «Цветочные фантазии»

- Познакомить с традицией семей Кати С., Насти З. - озеленять двор у своего дома,

- способствовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы;

- развивать желание беречь и защищать всё живое, что нас окружает;

- воспитывать ответственность, бережное отношение к природе;        Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей. Интересно наблюдать, как растёт и развивается посаженный тобой саженец. Ухаживая за ним каждый день, ребёнок научится беречь и защищать всё живое. Малыш никогда не поднимет руку для того, чтобы просто так сорвать цветок или сломать ветку, обидеть животное.

Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети. Реализуемая нами форма взаимодействия детского сада и семьи – клуб выходного дня - оказалась наиболее эффективной для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Клуб выходного дня позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.

По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т.д. по отношению к своим родным, близким.

В нашей группе также сформировались маленькие традиции:

раз в месяц мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;

родители, по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга;

в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;

каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т.д.;

ещё одна замечательная традиция родилась весной: под девизом «Березке» (по названию детского сада) новый зеленый наряд!» родители и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Литература

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001.

Шапошникова С.В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-Пресс» , 2001.

Покровский Е.А. Детские игры, - СПб., 1994.

Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение»

Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Ознакомление с Родным краем в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность "Социокультурное развитие" в рамках ФГОС, а также описана работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем- Автозаводским районом горо...

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...

статья «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Олимпийским движением»

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому...