Сказки в помощь родителям. Тревожность. Трудности в общении со сверстниками.
книга (младшая группа) на тему

Миронова Ольга Валерьевна

Ольга Владимировна Хухлаева несолько лет назад выпустила книгу "Лабиринт души. Терапевтические сказки". Работая с этими материалами, мне захотелось дополнить каждую сказку информацией, которая знакомит родителей с теми или иными причинами возникновения определённых проблем, а также рекомендациями к их решению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_knige_no3.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований. 

                В чем причины этого?

Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, Потому что ему не нравится играть с другими детьми. 

Дело в том, что естественное состояние ребенка — тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит, нарушилась гармония его отношений с окружающим миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение. 

Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости? 

Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными; излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д. 

У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми. 

Когда малыш впервые начинает общаться со своими сверстниками, он сталкивается с непривычной для себя обстановкой: вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга, у каждого ребенка свой характер... Со всеми хочется поиграть, подружиться, но что-то мешает чувствовать себя комфортно в этой, казалось бы, желанной среде. 

Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют... Теперь ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги. 

Одна из наиболее распространенных причин этого — излишняя застенчивость ребенка. Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить , Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребенка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так назы ваемую "тихую агрессивность". В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой,  а в скрытой форме: все будет делать вам наперекор. 

Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, — это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные. Ребенок-эгоист — это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребенка, любая прихоть которого в семье всегда воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребенку будет трудно находить друзей среди сверстников. 

Чтобы разобраться в этой проблеме необходимо обратиться к психологу, для получения подробной информации.

  1. Маленький медвежонок

Возраст: 4-6 лет.

Направленность: Нарушение общения со сверстниками.

Повышенная агрессивность.

Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,— так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

  • Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,— сказала Белочка.
  • Но посмотрите,— закричал Зайчик,— он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

  • Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,— закричали зверята.— Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

  • Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,— сказали зверята.— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они.
  • Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения.

  1. Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?
  2. Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали?
  3. Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

Рекомендации родителям для преодоления трудностей в общении с ребёнком. 

Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Нет! Не рождаются трудные дети.
Просто им вовремя не помогли!
 

С. Давидович

 

Поведение ребёнка

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает

Цель, которую преследует ребёнок

Привлечь к себе внимание

Реакция родителей

Раздражаются

Ответ ребёнка на реакцию взрослых

Прекращает на время, затем снова начинает

Рекомендации

1. Игнорировать

 

2. Акцентировать внимание на хорошем поведении
3. Задать вопрос: "Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?"

 

Поведение ребёнка

Отказывается делать то, о чём его просят

Цель, которую преследует ребёнок

Показать, что имеет власть над другими

Реакция родителей

Начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют

Ответ ребёнка на реакцию взрослых

Упрямится, усиливает неповиновение

Рекомендации

1. Избегать конфликтов

 

2. Стремиться объяснить неправильность поведения
3. Не выказывать свой гнев

 

Поведение ребёнка

Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей

Цель, которую преследует ребёнок

Отплатить, отомстить, взять реванш

Реакция родителей

Чувствуют гнев, обиду

Ответ ребёнка на реакцию взрослых

Стремится отплатить ещё больше

Рекомендации

Не показывать обиду

 

Поведение ребёнка

Требует помощи, стремится доказать своё неумение

Цель, которую преследует ребёнок

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность

Реакция родителей

Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен

Ответ ребёнка на реакцию взрослых

Остается беспомощным

Рекомендации

Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят

Поиграйте с ребёнком.

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

Взрослый начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям.

"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям. Здравствуйте дорогие родители. Хочу предложить Вашему вниманию интересную информацию, где сказка будет сама воспитывать в детях интерес...

Проект «Использование индивидуальных воспитательных приемов с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками»

Проектна тему: «Использование индивидуальных воспитательных приемов с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками»...

Консультация для родителей "Формирование потребности в общении со сверстниками"

Консультация для родителей "Формирование потребности в общении со сверстниками"...

Хромова И.П. Сказка в помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Статья о роли сказки в жизни ребенка с ОВЗ, о ее грамотном использовании родителями и воспитателями для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и вза­имодействия...