Зачем нужен детский психолог?
статья на тему

Паршикова Надежда Владимировна

Статья предлагает краткое , но емкое описание того , чем может быть полезна детская психотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачем нужен детский психолог?43 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужен детский психолог?

Когда взрослый человек обращается за помощью к психологу он боле или менее представляет себе, зачем туда идет, что именно хочет изменить и понять. Взрослый имеет мотивацию, ребенок же зачастую такой мотивации не имеет. Только со слов окружающих у него складывается представление, что с ним что-то не так, но объективно оценить и проанализировать себя и сложившуюся ситуацию он не умеет в силу возраста.

Это позже в процессе психотерапии выявляются причины одиночества, неуспешности, смены настроений и конфликтов. Ребенок может страдать, ребенок может чувствовать свое страдание, но вот от чего оно у него появилась, понять он не может. Да, наверное, и не должен, это наша функция взрослых людей вовремя заметить и помочь.

Из практики: Мама обеспокоена, что ее девятилетняя дочь не общается со сверстниками, избегает участия в шумных играх и конкурсах, которые так любят дети, неинициативна на уроках, предложила девочке посетить  детского психолога. На что услышала: «У меня нет никаких проблем! Тебе надо ты и иди!»  После того как, ее все же уговорили сходить хотя бы на один раз, девочка с полным восторгом объявила маме:  «Меня там никто не перебивал, мне позволили говорить все, что я хочу! Я приду туда еще». Возможность озвучивать свои переживания и говорить то, что многие взрослые услышав, осудят, очень помогли этой девочке, она смогла осознать свои трудности и изменилась.

Детский психолог (психотерапевт) это не просто человек способный отстраненно взглянуть на трудность (проблему), дать инструмент для изменений, это человек, обладающий высокой эмпатией, т.е. способностью вчувствоваться,  спустится на уровень детского восприятия, взглянуть на мир глазами ребенка. На какой-то момент самому стать ребенком, но при этом оставаться взрослым, надежным и понимающим. Именно эти характерные особенности специалиста, работающего с детьми, позволяют  почувствовать и понять, что стоит за тем или иным поступком и как на него реагировать.

Из практики: Мальчик четырех лет уже как год ходит садик. Каждое утро он горько плачет, не отпускает от себя маму.  Воспитатели отмечают, что в течение дня ребенок грустит, периодически плачет, беспокоен. В ходе наших встреч выясняется - ребенок очень боится, что мама оставит его в садике, так как он плохо себя вел, так же он беспокоится, что с мамой что-нибудь случится, ведь он иногда сердится на нее ( за то, что она оставляет его одного в саду). Снижение тревоги малыша, а так же определенные рекомендации родителям, помогли ребенку отделится от мамы, и получать удовольствия от пребывания  в детском  саде.

Порой визит к специалисту, позволяет родителям разобраться в том, что происходит. Осознать причинно-следственные связи. Ведь, кроме поддержки они получают квалифицированную консультацию по вопросам развития своего ребенка, согласно возрасту. Например, многие трудности (агрессивность, упрямство, непослушание) являются нормальными и обычными на определенных возрастных этапах. Обойти которые просто невозможно.

Из практики: Мальчик (2года и 5 месяцев) Родители обратились к детскому психологу в полном непонимании причин перемен в  поведении ребенка. Малыш стал неуправляем, непослушен, кидается предметами в окружающих, в частности папу и маму, дерется, капризничает. Родители в шоке. «Раньше сын был спокоен, и управляем, а тут как подменили!»

И таких примеров масса, причем пол ребенка не так уж и важен. Важен его возраст  и реакция окружающих.Ведь именно отношение взрослых диктует, будет ли это продолжаться в том же духе, вернуться ли эти трудности в дальнейшем, или зафиксируется и станут чертами характера.  И тогда воздействовать и что- то менять будет ох как непросто.

Своевременное обращение к детскому психологу не только экономит время и силы, но и дает возможность родителям вновь обрести уверенность. Освобождается ресурс семьи для того, что бы всем вместе пройти непростой этап. Уходит тревога и огорчение. Приходит  понимание, а с ними радость от общения с ребенком, который может быть разным, но при этом не менее любящий своих родителей, нуждающийся в них.

Не всегда встречи ограничивается диагностикой ребенка и дачей  рекомендаций. Причиной сложного поведения может быть внутренний конфликт в душе ребенка, который рождается из противоречивых желаний, чувств (например,  любовь и злость по отношению к важным, значимым  людям; запрет, и желание этот запрет нарушить). Данный конфликты должен разрешаться, если же этого не происходит, то ребенок так и живет с ним в душе. Психика тратит много сил для того, что бы как то справляется с тем напряжением которое копится вследствие образовавшегося конфликта, в результате страдает как функции психического аппарата (память, внимание, мышление), так и самочувствие ребенка, причем не только эмоциональное, но и физическое. Отсюда вытекают проблемы со здоровьем и поведением. Например, энурезы, энкопрезы, нейродермит, частая заболеваемость, тики, заикание, даже отставание в развитии, могут быть причиной неразрешенного внутреннего конфликта. А что именно за конфликт это и пытается выяснить детский психолог. И это требует времени. Поэтому кроме ознакомительных (диагностических) встреч с ребенком требуются психотерапевтические. Психолог еще раз встречается с родителями, объясняет причины  назначения психотерапевтического воздействия, договаривается о времени и днях встреч. Так же оговариваются правила, которых следует придерживаться. Хочется отметить, что хороший альянс с родителями это залог быстрого и успешного лечения. Родители периодически приглашаются на встречи для обсуждения хода терапии, где они могут задать вопросы и получить рекомендации.

Пример из практики:

Мальчик 9 лет, шутовское поведение, гиперактивен и импульсивен, в школе проблемы с одноклассниками и учителями, трудности с уроками. Из семейной истории выясняется, что отец унижал и физически обижал мать на глазах у ребенка, не был внимателен и к сыну, мог не покормить, не дарил подарков на день рождение, не выполнял обещаний. Из-за неблагополучной обстановки мальчик часто оставался с бабушкой, мама вследствие своих переживаний и собственных тревог порой была слишком строга и требовательна к сыну. Ребенку непозвалялось спорить со старшими.

Беспокойство за маму, ее самочувствие, взятие на себя роли «единственного мужчины в семье», (родители развелись), перегружало психику мальчика. Он не мог расслабиться,  заниматься своими детскими делами, ему всегда  нужно было быть начеку. Накопленное напряжение находило выход в импульсивности и гипперактивности (например, на уроках он не мог сидеть спокойно на месте, ерзал, что - то выкрикивал), а злость и раздражение (которое, кстати, он не до конца осознавал) выплескивались в стычках с одноклассниками. В ходе наших встреч ребенок смог озвучить свои негативные чувства к отцу и желание отомстить ему. Он так же был обеспокоен тем, что внешне очень на него похож, и что это может повлиять на его характер.  Позже, мы дошли до его горевания по хорошему папе, и  вины за то, что он не смог защитить маму.

Эта длительная работа продолжительностью в два года, позволила мальчику встретиться с самим собой, принять свою агрессивную часть, осознать свои желания и отпустить свою обиду на взрослых. Он стал более уверен в себе, смог проявить себя как очень умный и талантливый  подросток. 

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что психотерапия позволяет ребенку выразить и исследовать свой эмоциональный мир. В условиях безопасности, понимания и принятия ребенок встречается со своими страхами, тревогами, с неосознаваемыми желаниями и чувствами. Применяя различные техники,  психолог помогает ребенку освободится от мучающих его чувств,  стать сильнее. Новый эмоциональный опыт, полученный на встречах, становится базой для формирования счастливой личности, с теми индивидуальными особенностями, которые заложили родители и природа.

Материал подготовлен на основе личной практики детским психологом, психотерапевтом Паршиковой Надеждой Владимировной.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышление: "Зачем нужен детский сад???"

В работе приводятся размышления автора...

Зачем нужен психолог в детском саду?

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог». Обычно это выпускники педагогичес...

Зачем нужен психолог в детском саду?

Консультация для родителей...

Детский информационный проект "Зачем нужен хвост?"

Цель: Я решила узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.Задачи:·       Узнать у детей моей группы, знают ли они, зачем животным нужны хвосты.·...

Зачем нужен психолог в детском саду?

Зачем нужен психолог в детском саду?«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что психолог необходим лишь там, где речь идет о наличии психических...

Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"

Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...

Детский проект "Зачем нужен сахар?"

проект для средней группы....