Мышление детей
консультация на тему

Ольга Гибадулловна Газиева

Консультация для родителей посвящена мышлению детей, возрастным особненностям мышления дошкольникам, играм и упражнениеям для развития мышления у лошкольников

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatat_myshlenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление детей

Мышление -  высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно..

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связанно с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах

Понятие

Мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними.

Суждение

Мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истиной или ложной.

Умозаключение

Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое, называемое выводом, заключением или следствием.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например рисунок может изображать игрушку , а игрушка – то что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать

при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к.к умозаключениями еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Игры и упражнения для развития мышления у дошкольников

У кого какая работа?

Эта игра поможет вам быстро определить назначение каких предметов, или допустим, частей тела ребенок еще не знает. А значит есть повод рассказать ему о них. Спросите малыша, какую "работу" делают наши глазки, уши, нос, руки и т.д. Сначала приведите ребенку несколько примеров, чтобы он понял принцип.

Можно спросить о назначении любых предметов в комнате или на улице (какая работа у утюга, у холодильника, у автомобиля и т.д.)

Угадай по описанию

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Что можно сделать?

Что можно сделать, например, со стаканом. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

Что будет, если…

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Золотая рыбка

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание.

Потом можно поменяться ролями.

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант.

"Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Как можно узнать…

Задавайте детям вопросы типа:

Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)

… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)

… высохла ли рубашка? (потрогать)

… сладкий ли чай? (попробовать)

… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

... крепко ли завязана веревка? (потянуть)

… есть ли вода в стакане? (посмотреть)

… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)

… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)

… работает ли пылесос? (включить)

… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)

… интересная ли книжка? (прочитать)

… мягкий ли хлеб? (пощупать)

… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...